Сибирские огни, 1965, № 002
1-го разряда. Международ ное жю ри в Париже награ дило Минусинский музей серебряной медалью. Посыл ки с коллекциями и различ ными предметами отправля лись из Сибирского музея во «нопие страны . Первый сибирский музей к библиотека сыграли за* «етную роль в распростра нении знаний в родном крае. Комитет музея печатал еже-> годные отчеты по музею и библиотеке и рассылал их а р азны е концы страны. Товарищ Ленин, направ ляясь в шушенскую ссылку. останавливался в Минусин ске и знакомился с богат ствами музея и библиотеки. Приезж ая в Минусинск из Шушенского, Владимир Иль ич бывал на квартире у М артьянова и в библиотеке, просиживал в ней часам и за книгами. Н. К. Крупская такж е бы ла знаком а с музеем и биб лиотекой. В 1904 году Н. М. Мартья« нов умер. Созданный им Ми нусинский музей сущ еству ет поныне, пополняясь все новыми и новыми экспона тами. В наши дни м узей но сит имя М артьянова, его по сещают не только местные жители, трудовое крестьян ство окрестных колхозов н совхозов, но и многие при езмсие в Минусинск и нахо дят здесь большой познава тельный материал. Ими Мартьянова не забы л сове'? ский народ. На территории музея этому человеку, отда* шему все свои силы и зн а ния на службу трудовом> народу и просвещ ению его поставлен памятник. П. В о й т и к СВИ Д А Н И Е С ЧУДОМ 120 миллионов зрителей аидели кинофильм Торндай ков «Русское чудо», сотни ты сяч читали книгу под тем ж е заглавием . А вечером 20 сен тября 1964 года мил лионы людей увидели на эк р ан ах телевизоров фильм «Вехи поставлены» — про долж ение и дополнение «Чуда». -# * * Когда поста н о в щ и к и «Русского чуда» подсчитали м етраж отснятой пленки, с к а за л о с ь ровно 200 ты сяч метров. Когда же готовый фильм пош ел в кинотеат рах, на рулоны было намо тано только 6300 метров. 193.700 метров положили в архив. Стремление довести до об щ ественности хотя бы не большую часть этого инте ресного м атериала н ап р а ш ивается само собой. Но Торндайки не были бы Торндайками, если бы они только теш или себя мыслью подать телезрителям своего рода вторую , жидковатую завар к у «Русского чуда». Так, в конечном итоге, и ро дилась мы сль показать про долж ение «Чуда» в телеви зионном фильме, состоящем из восьми частей. Название этого ф ильм а — «Вехи по ставлены » — уже говорит о намерении его творцов. К т'1 успел ознакомиться с фильмом или книгой Торндайков, того на экране ж дет свидание с уж е изве стными ему лицами: Бори сом Ивановичем Буйвидом — начальником отдела к ад ров Магнитогорского метал лургического комбината, и с профессором Соболевым — одним из ведущих матем а тиков Советского Союза. Оба побывали в ГДР как го сти супругов Торндайк, чтобы потом сы грать свои «роли» в телевизионном фильм е. Тот ф акт, что проф ессор Соболев первым сф ормули ровал математическую тео рию обобщенных функций, а такж е вы сказал и доказал теоремы вложения ф ункци ональны х пространств, — ничего не говорит немате- м атику. Но если человек в 25 лет избран членом-кор- респондентом в академию н аук СССР; если тот же мо лодой человек, достигнув тридцатилетнего возраста, входит в состав действи тельны х членов Академии наук, — это сумеет оценить и непосвященный. Сам про ф ессор Соболев, с истинно русским терпением, отвеча ет на тысячи вопросов — кстати сказать, на безу- пречном немецком я зы к е— и немеет, как только дело ’ коснется его еобвтвенкой особы. И Торндайку приш лось прибегнуть прямо-таки к маленькому трюку, что бы, вопреки всем протестам академика Соболева, eooS- щить в фильме ту неоепо- римую истину, что Соболев — великий м атем атик с ми ровым именем. Немецкими собеседниками Соболева — ведь первые три части но вого телевизионного ф и л ь ма состоят из диспута об актуальны х проблем ах на уки — первыми его собе седниками бы ла проф еевор Стенбекк, физик-атомник, вице - президент Г ерм ан ской Академии наук и гла ва каф едры ф изики плазм в Иене, а такж е доктор Га- ральд Бессель, научный публицист и сотрудник га зеты «Neues D eu tsch lan d » Темой дискуссии было пла нирование, координирова ние и будущее науки. За этими «сухими» названия ми скрыты наиболее волну ющие перапективы наш его научного столетия, ч а ю ю щую картину которого суп руги Торндайк дем онстри руют нам на протяж ении восьми телевизионны х вече ров. (Из ж урнала «Свободный мир», издающ егося в ГДР). Перевод М. Б р о д с к о й .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2