Сибирские огни, 1965, № 002
ных произведений и в анализе их обна руживается единый угол зрения, он ру ководствуется принципом, который мож но сформулировать как некий и с то р и з м с о в р е м е н н о с т и . В этом смысле название сборника — «Голоса времени» — отлично выражает его со держание. В одной из самых значительных ста тей сборника — о Тынянове — рассмат ривается новый тип писателя — исследо вателя пушкинской эпохи. Эта эпоха — тема его научных статей, как равно и материал исторической прозы. Повесть о Кюхельбекере и роман о Грибоедове— это разные подступы Тынянова к теме Пушкина, центрального образа русской поэзии и культуры 20-х и 30-х годов про шлого столетия. Тынянов ставил перед собой сложные стилистические' задачи. Он писал об этом в статьях. В романах же он противопо ставлял друг другу существовавшие од новременно «две России» — Николая Первого и Пушкина, пользуясь для изо бражения одной из них остросатириче ским разоблачительным стилем, для изображения другой — высоким лири ческим пафосом. Мысли о роли писателя 8 обществе занимают исключительное место во всех трех его романах. Большая заслуга Т. Хмельницкой в том, что она произвела тщательный ана лиз метода скрытых цитат, широко ис пользованного Тыняновым для характе ристики писателей — героев его истори ческих романов. Говоря о том, что Кю хельбекер был одновременно прототипом Чацкого — для Грибоедова и Ленского — для Пушкина, критик расшифровыва ет ряд текстов в «Кюхле» и «Вазир Мух таре». Читателю, который задумал пере читать эти прекрасные романы Тыняно ва, я советую предварительно ознако миться со статьей Хмельницкой, — ты няновский текст приобретает для него второй, дополнительный смысл. В исследовании о Фейхтвангере кри тик высказывает интересные мысли об исторических аналогиях, которым автор сознательно придает современное звуча ние. Действительно, весь Фейхтвангер, в особенности его антифашистские романы построены на таких аналогиях-символах. Вспомним хотя бы провокационное за топление города Анамеи в «Лже-Неро- не», приписанное римским христианам (прообраз поджога рейхстага фашиста ми), «неделю ножей и кинжалов» в Риме (аналогия с убийством Рема и последу ющей резней), создание «отрядов мсти телей Нерона», — оно заставляет вспом нить гитлеровских штурмовиков и т. д. Этим методом разоблачительных пам флетных аналогий пользуются многие прогрессивные авторы антифашистских исторических романов. Он взят на воору жение Бертольдом Брехтом, обоими Ман нами, Бруно Франком и другими авто рами. В статье о Фейхтвангере я встретил немало справедливых критических заме чаний. Подчеркивается, что в первых ро манах он проводил ложную идею пред определенности судеб человеческих, а в последних антифашистских романах не которые герои не выписались и кажутся даже ходульными. Я добавил бы от се бя, что в своих пьесах (прежде всег» «Калькутта» об Ост-Индийской компа нии, а также в «Иудейской войне») Фей хтвангер отдал заметную дань ницшеан ским идеям. Его буквально магнетизи рует идея Власти. Не только герои про изведений, но и автор не свободны от преклонения перед таинственной и нео граниченной ее силой. Но спрашивается тогда, почему же Фейхтвангера читают и поныне? Да именно потому, что он, крупный худож ник, дает в своих исторических романах образный материал для р а з м ы ш л е- н и й о с о в р е м е н н о с т и . Взятый Хмельницкой угол зрения по зволяет ей перейти от собственно истори ческих романов к романам-воспоминани ям, романам-исповедям наших современ ников, участников, или, по крайней мере свидетелей исторических событий, рево люций, войн. Я имею в виду большие очерки о поэзии и прозе Ольги Берг гольц, статей о Н. Хнкмете и о мемуар ном цикле К. Паустовского, в которых можно найти много ценных, интересных мыслей. Обобщая опыт этих автобиогра фий, которые, однако, остаются лириче ской прозой и не переходят в разряд ме муаров, Т. Хмельницкая высказывает следующие справедливые суждения: «В такую эпоху личная судьба быва ет вознесена на высоту судьбы истори ческой, собственная жизнь осмысляется в свете жизни страны, народа, времени. Автор становится сопричастен времени. Он активный герой своих произведений, одновременно и действующий и оценива ющий действительность. Поэтому боль шое место занимает теперь литература откровенно-биографическая. Лирика ста новится драматичной, а проза лиричной». Я коснулся лишь небольшой части со держания «Голосов времени». Напри мер, не сказал, что статьи о Превере, Хикмете и Берггольц могли бы послу жить еще квалифицированным путеводи телем по поэзии этих трех художников слова. Не упомянул о том, что воплоще нию природы в искусстве Т. Хмельниц кая приписывает исключительную роль. Творческое общение с природой безмер но обогащает самого художника, его вну тренний мир, его эстетическое, чувство, речь. И эта мысль критика не просто декларируется, а проводится через всю книгу, обрастая многочисленными приме рами, взятыми у того же Паустовского, или у Бианки,. Но и сказанного, по-моему, достаточ но, чтобы рекомендовать книгу Т. Хмель ницкой нашему читателю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2