Сибирские огни, 1965, № 002
«Тихий Дон» — классическое произ- •ведение социалистического реализма — благодарная почва для решения важней ших теоретических вопросов. Содержа тельны главы монографии, в которых го- зорится о творческом методе, традиции и новаторстве, становлении жанра эпопеи, проблеме трагического. Концепция тра гического в «Тихом Доне» является на иболее обоснованной. Л. Якименко убе дительно полемизирует с тем понимани ем трагической судьбы Григория Меле хова, которое в последнее время выска зано в работах А. Бритикова и некото рых других авторов. Исследование Л. Якименко — не био графия художника. Но говоря о книгах, созданных Шолоховым, о работе над языком, композицией, образной структу рой, автор рисует картину громадного груда, который по силам лишь большо му художнику. О каждой книге М. Шо лохова можно сказать — это подвиг. Именно так характеризует исследова тель работу над «Поднятой целиной». Отмечая органическое единство обеих книг «Поднятой целины», из которых вторая завершена почти 30 лет спустя, Л. Якименко подчеркивает то новое, что время внесло на ее страницы: «Если я первой книге «Поднятой целины» во всю мощь звучала поэзия социальных преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления но вых общественных отношений, то во вто рой с захватывающим лиризмом звучит поэзия «воспитания чувств» человека, •которому открывалось будущее». Этим объясняется и «своеобразие сю жетных решений» второй книги, «повы шенное внимание к отношениям, в кото рых раскрываются интимные человече ские свойства», усиление лирического начала. На многих примерах доказатель но говорится о гуманистической направ ленности творчества Шолохова. Убедительно написаны страницы, по священные воспитательной роли шоло ховской книги. Взволнованно звучит го лос исследователя, когда он говорит о большевике-ленинце Семене Давыдове — образе большой воспитательной силы: "Приглянитесь к нему, говорит нам пи сатель, к этому обыкновенному, «на сквозь земному» человеку, совершающе му промахи и ошибки, и вы увидите в нем качества, воспитанные борьбой за революцию, за советскую власть, вы уви дите одухотворенную красоту человече ского. И, может, в этом один из поучи тельнейших выводов из книги М. Шоло хова для, современного искусства». Заключительные части монографии аосвящены эпосу войны («Наука нена висти», «Они сражались за Родину», «Судьба человека»), послевоенной пуб лицистике, высказываниям Шолохова об отношениях литературы и жизни, о пи сательском труде и литературной кри тике. В книге впервые приведены еще не опубликованные архивные материалы и воспоминания, ценные для характеристи ки творческой истории «Тихого Дона» и «Поднятой целины», воспоминания в письма, свидетельствующие о мужест венной борьбе Шолохова в период куль та личности. Книга Л. Якименко — многолетний, пока единственный в своем роде фунда ментальный труд о Шолохове, выполнен ный на высоком уровне современной ли тературоведческой науки. Владимир Канторович « ГОЛОСА БРЕМЕНИ» Н ельзя отказать критику в праве объединять под одним переплетом те из своих произведений, которые печа тались в повременных изданиях и, как говорится, выдержали испытание време нем. Так поступают рассказчики, это их неотъемлемое право, но не привилегия. Газетный лист живет день, неделю, жур нальная страница — не больше года. Па тент на длительную жизнь, на общение с широким — и неслучайным — чита телем дает только книга. Литературно критическая статья завоевывает праве на вторую, долгую жизнь только в том случае, если она содержит открытие, глубоко проникает в художественную ткань литературного произведения, рас крывает связи писателя со своим вре менем и с предшественниками. И конеч но, если она написана при этом литера турно. Впрочем, существует некое «но», ко торое заставляет читателя с известным страхом раскрывать с б о р н и к статей даже почитаемого им критика. Такие с б о р н и к и часто составляют механи чески, соединяя разнородный материал, Читать пеструю книгу критических ста тей куда труднее, чем сборник расска зов. В книге Т. Хмельницкой! исследуются столь различные произведения, как «Ти хий Дон» М. Шолохова, исторические романы Ю. Тынянова и Л. Фейхтванге ра, автобиографические повести К. Пау стовского и О. Берггольц, лирика Назы- ма Хикмета и Жака Превера, творчество Экзюпери. И, однако, сборник не ка жется пестрым, а отдельные статьи толь ко сосуществующими одна с другой. На против, у автора и в выборе литератур 1 Т. Х м е л ь н и ц к а я . Голоса времени, Статьи о современной советской и зарубеж ной литературе. М., «Советский писатель», 1963.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2