Сибирские огни, 1965, № 002
ли заслуженно высокую оценку. В новой монографии «Творчество М. А. Шолохо ва» исследователь впервые анализирует весь творческий путь крупнейшего со ветского писателя1. Творчество Шолохова Л. Якименко рассматривает, в неразрывной связи с важнейшими событиями литературного движения, с историко-литературным про цессом. Характеризуя место «Тихого До на» в литературе второй половины 20— 30-х гг., исследователь находит «глубоко знаменательным тот факт, что работа Шолохова над «Тихим Доном» проходи ла одновременно с работой М. Горького над хроникой-эпопеей «Жизнь Клима Самгина». В том, что сближает эти не повторимо своеобразные книги, автор видит черты глубоко новаторских произ ведений, определивших развитие совет ской литературы, ставших гордостью на шего народа. Традиции Горького, о кото рых так часто, но не всегда доказатель но мы пишем, Л. Якименко видит «преж де всего в том чувстве подлинного исто ризма, которым проникнут «Тихий Дон». / Выдающиеся произведения, созданные М. Шолоховым, не предстают Монблана- ми, возвышающимися среди равнины, в них Отражены также важнейшие про цессы, происходящие в литературе на ших дней. Эту мысль исследователь про- зодит, рассматривая не только карди нальные проблемы творчества писателя, но и на более частных примерах. Так, усиление лирического начала, характер ное уже для последних частей «Тихого Дона», второй книги «Поднятой цели ны», «Судьбы человека» и послевоен ной публицистики, Л. Якименко связы вает с одной из тенденций в развитии со временной прозы. Эта широта историко-литературного видения позволяет автору привести убе дительные аргументы в ведущемся сей час споре о современном романе, избе жать крайностей в разговоре о прототи пах, при решении других проблем. Сильная сторона книги — убедитель ный эстетический анализ произведений Шолохова. При этом исследователь ниг де не рассматривает эстетические свой ства предмета в его только внешних ка чествах. Анализ содержания и формы ведется в неразрывном единстве, когда черты неповторимого, своеобразного не отступают и при решении теоретических вопросов (а их немало возникает в свя зи с книгами Шолохова),— в свою оче редь идея раскрывается автором прежде всего как художественная идея — и это позволяет Л. Якименко во многом по- новому прочесть шолоховские книги. Монография открывается главой, по священной началу творческого пути пи сателя. Исследователь рассматривает 'Л . Я к и м е н к о . Творчество М. А. Шоло хова. М., «Советский писатель». 1964. сборники «Донские рассказы» и «Лазо ревая степь» как «сильный разбег в большую творческую жизнь». Вместе с тем в главе критикуется мнение В. Гу- ры, сближавшего ранние рассказы с гла вами «Тихого Дона», видевшего в них лишь идейную предысторию эпопеи. Ха рактерно, что правильность взгляда Л. Якименко нашла подтверждение в вы сказывании М. Шолохова, сделанном в беседе с К. Прийма. Несколько глав книги посвящено «Ти хому Дону» — эпопее, явившейся одни^ из вершинных достижений как в творче стве М. Шолохова, так и всей советской литературы. М. Шолохов предстает пе ред нами как подлинно народный ху дожник, который, «пожалуй, впервые £ советской литературе на таком огромном историко-художественном материале, охватившем период двух революций. к> двух войн, ...показал рост сознания на родных масс под воздействием и руке- водством Коммунистической партии путь народа к большевистской правде» Рассматривая композиционные прип ципы «Тихого Дона», исследователь от мечает, что сюжетными узлами произве дения стали важнейшие исторические события эпохи Великой социалистиче ской революции, наиболее тесно связан ные с судьбами донского казачества) корниловский мятеж, революционные со бытия в октябре 1917 года в Петрогра де, борьба за Советскую власть на Дону, вешенское восстание. Развитие этих се бытий, не вмещающихся в традициог ные рамки классического романа, дает возможность писателю вскрыть логик} исторического действия. Самостоятельное, чрезвычайно важ ное значение приобретают в «Тихом До не» массовые сцены, которые обычно «группируются вокруг исторически зна чительных событий», помогая увидеть эволюцию в сознании народных масс. Исследователь особенно подчеркивав’? важное значение массовых, групповьп сцен, которые в сочетании с яркими за рисовками многих эпизодических лиц и? народа рождают хорошо знакомое каж дому читателю книги ощущение могучей поступи народа. В монографии убеди тельно обосновывается понимание жанря шолоховского произведения как народ но-героической эпопеи. Мысль о народе как главном герое «Тихого Дона», определение жанра шо лоховского произведения как народно-ге роической эпопеи помогли критику най ти правильное истолкование образа Гри гория Мелехова, его трагической судь бы. В монографии образ основного ге роя не заслоняет всего многообразия со держания эпопеи,— трагическая судьба Григория рассматривается как одна и» трех ведущих тем «Тихого Дона»: судь ба Григория Мелехова и семьи Мелехо вых, донское казачество и революция, партия и революционный народ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2