Сибирские огни, 1965, № 002

до. Ровесники поэта — это люди, кото­ рые, по словам Н. Грибачева, «ставили яланету к солнцу лицом». Автор сборни­ ка видал в жизни немало невзгод, пере­ жил как участник войну гражданскую и Отечественную и мог с полным основа­ нием .заявить: «Я точно знаю: как мне жить, за что мне голову сложить». Эта ясность жизненной цели, очевидность ■ответа на вопрос, во имя чего и с кем бороться, характерны для всего сборни­ ка. Помещенные в нем стихи пронизаны светом любви к Родине. Но в каждом стихотворении любовь эта звучит по-своему. В «Детстве худож­ ника» — полные драматизма эпизоды рабочих -забастовок, разгорающейся ■борьбы народа против тех, кто держал Россию в рабстве и позоре («Да, знали мы, глухих окраин дети, всю правду о борьбе, о богачах: как лошадь мнет, как настигают плети, рубцами закипая на плевах!»). В «Полярном рейсе» — труд­ ная, опасная экспедиция к далекому по­ лярному островку, где имеются боль­ шие природные богатства. И в конце очень искренне звучащие слова: «На­ веки близки нам, Россия, все дальние дали твои!» Стихотворение «В дозоре» взволнованно рассказывает о моряках, для которых флаг родной страны на клотике корабля воспринимается как торжество свободы и могущества, как гордость завоеванным счастьем, как зов в будущее. «Просьба», «На проспекте», «Приход весны», «Рассвет», «Осенью» — это стихотворения о настоящем нашей стра­ ны, стихотворения человека, далеко не безразличного к судьбе своей земли и своего народа. С большим подъемом написаны стихи «Кобзарь», «Из походного дневника», «Давнее». Это лучшие вещи сборника. Стихотворение «Кобзарь» особенно выразительно и поэтично. Деревенский мальчишка впервые слушает слова поэ­ та: отец читает «Кобзаря». Пахнуло жа­ ром от жгучих слов Тараса. Обожгло страшной правдой жизни. Изумили дет­ ский рассудок любовь поэта к простым людям; захватило величие его души. Из сердца идут слова: «Как я слушал! Кдк старался вникнуть в каждое слов­ цо! Как разглядывал Тараса горько-доб- рое лицо!» «...Ибо в песне задушевной, прозвучавшей мне с листа, понял я, какою гневной быть умеет доброта!». Это строки. А между ними читается, как с детства почувствовал, а позже осмыс­ лил силу поэтического слова сам Е. Пав- личенко. Два других стихотворения обращены к любимой женщине. «Рад, что у меня ты,1 родная, есть! Если ты не здесь, то хотя бы весть — краткое письмо, слов простых пяток... Оживал не раз я от этих строк... Шел я сквозь огонь, плыл сквозь штормы я: ты со мной была, Аннушка моя!» («Дав­ нее»). Это непритязательные строки «Из походного дневника», но будят они са­ мые лучшие чувства, открывают чистые выси человеческих взаимоотношений. Чем-то перекликаются они со стихами А. Суркова из книжки «Письма в дале­ кое». То ли пулеметными всплесками в зимней ночи, то ли вонзающимся в душу воем падающих бомб, то ли беззвучным зовом сердца, которому пока заказаны пути к любимой. Своеобразны художественные средст­ ва, которыми пользуется поэт. Свист у него «летит, как борзая», «слова обня­ лись за плечи, песнею становясь!». «Где- то зреет первая молния, тучи прячут зэ пазухой гром». Здесь свежесть восприя­ тия достигается сопоставлением неожи­ данных (на первый взгляд несопостави­ мых) понятий. Есть в книжке подлинные поэтические находки: «Осенний сад, про­ зрачный сад: в нем листья редкие ви­ сят, как заблудившиеся птицы...» «Я в три глаза гляжу в темно-синюю тьму: третий глаз — это черный зрачок авто­ мата». Трудно, очень трудно даже большим поэтам быть ровными в своем творчест­ ве, сохранять уровень, достигнутый в лучших стихотворениях. Если бы сделать график художественного уровня с т и х о е сборника «Заветный рейс», то получи­ лась бы причудливая ломаная линия с резкими взлетами и крутыми спадами. Рядом с хорошими стихами есть явно тусклые. Когда читаешь книжку, они оставляют чувство досады. «Лесная быль» — одно из таких стихотворений. Оно не трогает. В него не веришь, пото­ му что в строчках холод и разум, без во­ одушевления и чувства. Четверостишия натянутые, и «укомплектованы» слу­ чайными и довольно шаблонными слова­ ми. «...Лисица мчится по сугробам, гла­ зами зло сверкнув в ночи... В поселке новом над чащобой пылают щедрые лу­ чи». «Дома стоят из бревен грубых, дым­ ки курчавятся из труб... Отсюда выйдут лесорубы, смех рассыпая поутру»... Однако чуткое сердце найдет во мно­ гих стихах сборника живые цветы поэ­ зии, которые дарит своим читателям Ев­ гений Павличенко от чистого сердца. Л. Е г о р ш и л о в ХУДОЖНИК И ЭПОХА Л Якименко хорошо знаком чита- • телю как исследователь твор чества М. Шолохова. Его книги о «Ти­ хом Доне», «Поднятой целине», статьи, посвященные шолоховской теме, получн-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2