Сибирские огни, 1965, № 002

незначительной мере является итогом сорокалетнего журналистского труда. За факсимиле «Филиппыч» и пером авто­ ручки на обложце скрывается от чита­ телей человек больших знаний, огром­ ной любви к литературе и яркого, свое­ образного дарования. Начать с того, что буквально сотни рукописей сибирских литераторов и жур­ налистов прошли через руки Евгения Филипповича Иванова. Не один (ныне здравствующий и процветающий) моло­ дой писатель и журналист ему обязан появлением своего имени ка страницах газет и журналов. Совсем не ради кра­ сивой фразы Евгений Филиппович напи­ сал в автобиографии: «Главным в своей работе считаю — воспитание молодых газетных кадров». К этой справедливой фразе необходимо маленькое разъясне­ ние. Слово «газетных» надо читать ина­ че — «литературных кадров», так как за долгую жизнь он воспитывал не од­ них журналистов. Работе литературного консультанта посвящена статья «Обратите внимание!». Она представляет значительный интерес как обобщение богатейшего опыта вос­ питателя литературной смены. Как выявить из общей «массы» пишу­ щих талантливого человека? Как помочь ему на первых порах? Что сказать, если рукопись частенько без ощутимых ли­ тературных достоинств? Осторожность в заключениях — требует старейший ли­ тературный консультант. Если перед нами не явный графоман со стажем, то обращать внимание надо на всех начи­ нающих авторов и на подающих надеж­ ды, и на тех, которые их, на первый взгляд, не подают. Е. Иванов выступает за горьковское отношение к молодым литераторам. Второй раздел книги начинается с предисловия: «Филиппыч». Это имя в двадцатых годах не сходило со страниц газеты. В каждом номере читатель об­ наруживал его к своему удовольствию под небольшими ядовитыми заметками, короткими фельетонами, хлесткими бас­ нями, ехидными строчками «Из редакци­ онного блокнота» на злобу дня. И далее читателю книги дается возможность убе­ диться в справедливости такой оценки работы Филиппыча. Как правильно отмечается в интерес­ ной вступительной статье В. Хороса, в злободневных материалах той поры Е. Иванов выступает как «публицист и сатирик, обладающий секретом дальнего прицела — многие герои его фельето­ нов живы и по сей час!» Но по непонят­ ным причинам в книгу Филиппыча по­ чему-то вошло очень мало «ядовитых заметок, фельетонов и хлестких басен», и представление о нем как о сатирике сложилось весьма неполное. Самое большое место в книге занима­ ют очерки. И это не случайно. Как очер­ кист Е. ИБанов в свое время был не ме­ нее популярен, чем как фельетонист. Из всего многообразия очерков писате­ ля здесь отобраны те, что рассказывают нам о Хакасии. Е. Иванов давно полю­ бил этот край, долго и пристально изу­ чал его. В результате появилась его кни­ га «Рождение «Мал-Хадари», вышедшая почти тридцать лет назад. Теперь она заново пересмотрена и дописана, в ней появились главы о современной нам Ха­ касии. Впрочем, для молодого читателя в книге «Знакомыми тропами» — все новинка. Он найдет в ней разные сведе­ ния о Хакасии, начиная с давних-давних событий и до сего дня. Природа, быт. культура, портреты лучших представи­ телей хакасского народа и тех, кто ме­ шал ему жить счастливо,— все это на­ шло свое отражение в очерках Е. Ивано­ ва, написанных зорким художником, вы­ разительно, экономно и красочно. Пи­ сатель показал нам самое главное — ка­ кой Хакасия была и какой она сегодня стала. Мы вместе с автором пережили перемены в жизни этого чудесного края, мы вместе с ним полюбили людей Хака­ сии, тех самых людей, которые трудом своим обогащали ее культуру, успешно развивали с помощью русского народа земледелие и промышленность. По со­ держанию и направленности, по языку и композиции, по взволнованному лириче­ скому настрою хакасские очерки Е. Ива­ нова можно смело отнести к лучшим очеркам о Сибири. Закрываешь книгу Филиппыча с чув­ ством уважения и глубочайшей благо­ дарности. Родной литературе, ее разви­ тию и процветанию он отдал весь жар своего доброго сердца, талант художни ка слова и сорок лет неутомимого, кро потливого труда. В. П о л у я н о в ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА С тихи Евгения Павличенко напоми­ нают ручей, который берет свое начало в роднике, небольшом, но неис­ сякаемом,— в сердце поэта. Ручьев та ких немало на нашей земле. Каждый из них течет своим путем, но все они впа­ дают в необъятный океан, имя которо­ му — поэзия. Лирическому герою книжки стихов Е. Павличенко «Заветный рейс»1 прису щи четкость и ясность жизненного кре- ‘ Е в г е н и й П а в л и ч е н к о . Заветный рейс. Новосибирское кн. изд. 1963.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2