Сибирские огни, 1965, № 002
вателя», куда вошло почти все из пер вой и новая повесть «Принципиаль ность»1. Обе книги сначала воспринима ются только как детективные произве дения. Иначе, собственно, и не могло <3ыть, поскольку автора тут обязывает сама тема — он взялся говорить о пре ступлениях и преступниках, о нелегком поиске истинного виновника, об умении работников розыска распутать самые хитроумные «сплетения обстоятельств». Все это верно, все это так. Но книги Г. Лосьева во многом остались бы за урядным чтивом, не будь они одновре менно добротным художественным обоб щением некоторых событий и характе ров определенного времени, а именно — двадцатых годов в Сибири. Уловить своеобразную атмосферу жиз ни тех лет, верно воспроизвести детали быта сибирской деревни сразу после ре волюции и гражданской войны, ухватить суть характеров некоторой части ее оби тателей — это уже само по себе пред ставляет художественный интерес, я уже не говорю об историко-познавательном значении рассказов, если учесть, что по вествование ведется от имени очевидца и участника событий. Кроме того, автор смотрит на все глазами «законника», следователя новой советской формации, обязанного блюсти не только букву за кона, но и его дух. Совершаемые пре ступления для него — не просто соот ветствующие параграфы уголовного ко декса, а человеческая трагедия, челове ческая судьба, жизненная проблема, и он должен проникнуть в ее существо — социально-психологическое, политиче ское и, если хотите, философское. Гума нистический характер деятельности сле дователя в условиях Советской власти неоднократно подчеркнут на страницах книги Г. Лосьева. Некоторые рассказы, как «Народный следователь» и «Онисим Петрович», не содержат в себе «детективного» собы тия. Здесь речь идет о назначении и ро ли народного следователя в жизни наше го общества. Причем оба рассказа удач но дополняют друг друга. Народный следователь в райцентрах двадцатых годов был фигурой независи мой и осуществлял некоторые прокурор ские функции. Однако неизменно он ис пытывал на себе известного рода «дав ление» то местных властей, как секре тарь райкома Туляков, то обыкновенно го деревенского деда Онисима Петрови ча. Туляков настойчиво рекомендовал следователю «навести следствие» на тех, кто «водосвятие устроил», и требует ка тегорично: «Арестуй попов и доставь сюда». Сельсоветчики секретаря своего сняли, а он — красный партизан. Разбе рись. «Тут, брат, дело политическое». А 1 Г е о р г и й Л о с ь е в. Р асск азы народ ного следователя. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд. 1964. если «попову дочку изнасильничали», то это — «ерунда», потому что поп — классовый враг. Такое понимание обя занностей следователя на селе трога тельно-наивно и опасно. Туликова посла ли учиться. А вот Онисим Петрович преподал мо лодому следователю урок классового подхода к своим обязанностям, урок ис тинной принципиальности и высокой от ветственности за каждый свой шаг, за каждое слово. Следователь приехал в незнакомую деревню. Упрямый мерин притащил его прямо к дому своего бывшего хозяина, у которого РИК национализировал этого коня. Следователя хорошо приняли, уго стили; люди собрались — весело побала гурили. Но вдруг объявился дед Онисим Петрович и потребовал: «Ну, айда со мной!», а потом отчитал мальчишку. «Тебя народ возвысил. Н а р о д ! Так ты это чувствуй... В сельсовет не заявился, а свернул бог знает куда. А ведомо тебе, что в той избе царский по лицейский урядник и колчаковский при хвостень проживает? Микешин фами лия. Простила его советская власть. По сидел, посидел, да и цел остался. Толь ко что лишенец... И мерин рыжий евон- ный бывший... Вот и выходит, что ты не на советскую власть, а на мерина поли цейского, как бы сказать, оперся. Он в завез тебя куды не след народному-то! Эх, бить бы тебя, да сам большой вы рос!» Молодой следователь «не смел под нять глаза» на старика, а раздраже ние и спесь как рукой сняло. Дед же не унимался: «Народа, конечно, чураться не дол жен... А вот никдоты по твоей должно сти не положено. Сегодня ты ему похаб ный никдот, а завтра он тебя матом об ложит. Понял? Или возьмем портфель, опять же. Нешто это можно, чтобы порт фель — и под стол бросать? Ведь в нем, в портфеле-то, может, жизнь человече ская! А ты — под стол! Понял?» И не только понял начинающий сле дователь, а на всю жизнь запомнил этот урок. Поучителен смысл этих сцен, а за поминаются они еще и потому, что здесь точно схвачены характеры людей си бирской деревни тех лет, людей коло ритных, своеобычных, истых детей свое го времени. Малограмотен Туляков, мно гого не понимает, но он предельно чист и искренен в своих взаимоотношениях с людьми. То он смотрит на следователя с нескрываемым презрением, то называ ет его «дорогой товарищ», добродушно хлопает по плечу, признает свою ошиб ку и сразу же высказывает дельную практическую мысль. А приглядитесь к Онисиму Петровичу, как он умен, какая запутанная у него судьба, как оригина лен и последователен он в выражении своих мыслей и как противоречив в по ступках.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2