Сибирские огни, 1965, № 002
сержант Фролов, пулеметчик Сафонов, разведчик Саввушкин и даже контролер военно-автомобильных дорог — регули ровщица, не покинувшая своего поста во время ураганной бомбежки. Они по бедили потому, что их вела вера в тор жество справедливости, чувство долга и ■ответственности. Именно убежденность в правоте дела, которое он отстаивает, заставила обожженного лейтенанта Во лодина покинуть санроту и поспешить к своим — на передовую, где отбивали уже вторую танковую атаку, — атаку, которая заставила вздрогнуть лейтенан та Володина, но не смогла поколебать его волю к победе. Смертельной блед- . ностью покрылось лицо капитана Пашен- цева. Он поплотней прильнул к земле и даже присвистнул, увидев, как стройно идут танки ромбом. «Этот огромный черный ромб будто откололся от леса» и двинулся на лю дей. , — Танки!.. Танки!.. — понеслось по траншеям. Пашенцев, Володин и подполковник Табола теперь во все глаза смотрели на мчавшуюся по пшеничной осыпи колон ну, н в то время, как Володин, -— впер вые наблюдавший танковую атаку, — поражался грандиозностью зрелища, Па шенцев «старался понять 'замысел про тивника». Трудность обороны заключается имен но в том, что нужно в момент сражения, мгновенно, на ходу разгадать план вра га. Готовившийся к атаке противник все тщательно разработал, продумал, рассчи тал, и исход боя теперь зависит от не скольких минут. Яркий пример такой находчивости та лантливых русских командиров дает А. Ананьев в эпизоде с минным полем. Налетев на мину, остановился головной танк. За ним, еще не все понимая, оста навливается вся лавина. В то же время налетают «Юнкерсы» и... «Бьют по своим — хотят заставить идти дальше — через минное поле», — думают некоторые из бойцов. Но Пашен цев уже насторожился, он чувствовал, что где-то кроется определенный замы сел врага. Но где? В чем? И нужно непременно найти, поста раться скорее увидеть что-нибудь такое, ' что помогло бы е.му разгадать план про тивника. «Разминируют! Бомбами разминиру ют!» — правильно решает Пашенцев, и теперь он знает, что надо дать бой под бомбами. — Бить! — пока танки стоят, а «юнкерсы» еще не успели сделать сво его Дела. И танковая атака отбита. Бой выигран. Надолго и глубоко входят в нашу ду шу полные тоски и боли сцены проща ния молодого лейтенанта с близкими его сердцу людьми. Читатель словно бы вме сте с героем романа — Володиным рас стается с Людмилой Морозовой — вер нее, с могильным холмом, на дощечке которого при свете раскуриваемой ци гарки мелькают инициалы его любимой — «Л. М.». ...Погиб отважный сержант Фролов. Его мертвое лицо спокойно. Лицо солда та, честно сделавшего свое дело на вой не. Он был смелым, а победа, известно, принадлежит им. Сержант Фролов это знал, и Володин, прощаясь, словно чи тал на его спокойном лице: убить совет ского солдата можно, победить — нель зя. Умение отразить разные периоды жиз ни героев и в то же время сохранить большую правду фронтового периода ставит роман Ананьева «Танки идут ромбом» в ряд значительных художест венных произведений. Ранее нам нередко приходилось зна комиться с военной литературой парад но-одического, риторического свойства. Как противоположность ей — оформи лась тенденция изображать войну — во всей ее бытовой достоверности, вплоть до мелочей. Так невольно возникала в произведении такого рода окопная огра ниченность кругозора. Герои романа А. Ананьева, за короткий период войны познавшие человеческие страдания, не опускаются до мелочных переживаний, они концентрируют свою мысль, волю и силу на самом главном — на победе. Читая роман, еще раз убеждаешься, что подкупающая достоверность деталей недостаточна, как недостаточно и слиш ком крупное — историко-обобщенное из ложение военной темы. Это две крайно сти. Они не свойственны молодому ху дожнику, сумевшему рассмотреть, напри мер, у Володина и Пашенцева частное, индивидуальное и одновременно заметить их широкий кругозор, их точное пред ставление о масштабах грандиозной во енной операции. Умные, тонко мыслящие герои А. Ананьева и не могут иначе вос принимать действительность — фронто вая жизнь для них — не просто борьба за пядь земли — это борьба за великие цели. Отсюда художественное своеобра зие повествования А. Ананьева, отсюда его содержательность, его утверждаю щий пафос. И. Я н о в с к и й РАССКАЗЫ ГЕОРГИЯ АОСЬЕВА П , ервая книга Георгия Лосьева наз в а н а «Самоубийство Никодимова». Вторая — «Рассказы народного еледо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2