Сибирские огни, 1965, № 002
Нас волнует описание захоронения на Шишкинской террасе, особенно — мо гилы двух детей: «Два маленьких детских скелета, дол жно быть, два брата. Около каждого из них лежали одни и те же, совершенно одинаковые по форме и величине вещи, которыми их снабдили родители для дол гого и трудного путешествия в «загроб- яый мир», в чудесную страну предков, >рде никогда не исчезает дичь, где длится вечное лето... Над могилой малышей, ка залось, все еще незримо стояли тени их близких, в глазах которых застыла пе чаль разлуки...» Это глубокое сочувствие далеким пред кам, их всегда трудной и опасной жизни. наполненной борьбой с природой, со зве рем, с соседними племенами, это умепие «настроиться на волну»- древнего челове ка, проникнуться его переживаниями, опасениями и надеждами окрашивает всю книгу. В обращении от автора говорится, что в этой книге нет традиционных охотни чьих историй, но все-таки в ней есть свои приключения — «целый мир интеллекту альных авантюр, попыток приотворить окно в древний первобытный мир». Именно на этом и строится интерес повествования. Автор ведет нас за собой * величественным скалам, открывает пе ред нами широкую панораму древних «картинных галерей» и постепенно, вме- яте с нами, разгадывает смысл этих ри сунков, которые вряд ли могли бы много «казать глазу и сердцу непосвященного. Много столетий дожидались человека писаницы Каменных островов, пока, на конец, не пришли к ним люди, пытливые * проницательные, и не сохранили их в самый последний момент — перед тем, аак писаницы вместе со скалами навсег да погрузились в воды нового Братского моря. Следя за тем, как работает мысль ис следователя, иногда видишь, что, стал киваясь с неизвестностью, ученый многое домысливает, делает смелые предположе ния, идет на риск. Но во всех случаях он исходит из основного материалистическо го положения — определяющую роль в аскусстве играет бытие, материальное производство. И этот ключ позво ляет ему открывать один «ларчик» за другим. Отчего на скалах каменных островов постоянно повторяются рыбы и лоси, лоси « рыбы? Оттого, что жители долины Ан гары существовали охотой и рыболовст вом, и мысль о голоде всегда преследова ла их, даже во время удачной охоты. Чтобы, заставить зверей размножаться, древний охотник колдовал — рисовал ло сей, идущих парами, раскрашивал их красной краской, символизируя «кровь и вместе с тем животворящее начало, жиз ненную силу природы». Сознание перво бытных охотников было настолько про низано образами зверей, что сама вселен ная рисовалась их воображению в виде гигантского зверя, чаще всего —- лося. Исследования А. Окладникова не огра ничиваются познавательной стороной первобытного искусства. Ученого занима ет и его эстетическая ценность. Он убеж ден, что лучшие из наскальных рисунко» не утратили своего значения и сейчас. До сих пор полна очарования женствен ности и материнства оленья самка —- «лесная мадонна». Искренность и про стота многих изображений, свежесть вос приятия мира этими художниками, суро вая эпическая мощь и подлинная мону ментальность увековеченных на скала? фигур — все это, по глубокому убежде нию ученого, не может не волновать со временного человека, а мастерству гра фического рисунка, мудрому лаконизм1 и остроте могут поучиться и нынешние художники-анималисты, ' А. Окладников отвергает «магиче скую» теорию происхождения искусства Да, древние художники могли вообра жать, что своими рисунками они «зама нивали» зверей и умоляли о помощи не ведомые грозные силы природы. Но для колдовства не обязательны были стол' правдивые и столь жизненные изображе ния — для него достаточно было самыз примитивных, самых схематических изо бражений-символов. Между тем, перво начальное искусство было реалистиче ским — в нем воплощалась потребность к творческому освоению действительно сти, отражался практический опыт древ них людей, их представления об окру жающем мире, природе и обществе. Б произведениях первобытных художников проявилась воля к жизни, и стихия ис кусства оказалась «сильнее мутной фан тастики шаманских заклинаний». Ценность научных открытий А. Оклад никова тем более велика, что ученый о многочисленными фактами в руках опро вергает пренебрежительное отношение некоторых ученых к культуре и искусст ву первых обитателей Сибири и, с другой стороны, выявляет многие общие черта: в культуре сибирских племен и народов Европы и Азии. Эти совпадения он объ ясняет «единством законов первобытного мировоззрения и мышления», а также «миграциями древних охотников», «...мир был тесен и узок для идей и образов искусства уже в эти далекие времена». «Все это, — утверждает А. Окладни ков. — контрастно противостояло знаме нитой формуле Киплинга, который ут верждал когда-то, что Запад всегда был Западом и Восток — Востоком, и они ни Когда не сойдутся вместе. «Восток» в «Запад» сошлись перед нашими глазами на берегах великой сибирской реки, в са мой средине Азиатского материка!» В книге выражены сокровенные мыслй автора, и, стремясь к общедоступному изложению, он не делает никаких скидов на неподготовленность читателя. Он ве дет его за собой и вовлекает в процесо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2