Сибирские огни, 1965, № 002
'Хшж я ОЮЗКШ1 Юрнй Постное ПО СЛЕДАМ ЗОЛОТОРОГОГО- ОЛЕНЯ О с я жизнь известного археолога ®-*А. П. Окладникова связана с Си бирью и Дальним Востоком. Многочис ленны его труды, посвященные древним культурам народов, некогда населявших пространство от Урала до Тихого океана. Есть среди них глубокие исследования, рассчитанные на специалистов, и такие, которые обращены к массовому читате лю. Но кому бы ни адресовались работы А. Окладникова, все они отличались од ним общим достоинством — доступно стью и увлекательностью изложения. Новая книга ученого «Олень Золотые Рога» по-настоящему талантлива1. А. Ок ладников умеет писать не только просто. Его слог отличается образной силой и поэтичностью. Достаточно вспомнить са мое начало книги — описание путешест вия в утлой деревянной лодке, сшитой ивовыми корнями, по реке, которая, хотя и была в этих местах узкой и порожи стой, но «тем не менее уже здесь носила свое громкое и мелодичное, как песня, имя — Лена». А с какой приподнятостью гона, с какой эпической торжественно стью и плавностью пишет А. Окладников о глубинной Азии, родине кочевников! Живописное мастерство А. Окладнико ва ощущается в книге постоянно: и там, | А. П. О к л а д н и к о в . Олень Золотые Рога. Рассказы об охоте за наскальными рисунками, М. — Л„ «Искусство», 1964, где он любовно описывает непокорную, непохожую на других, Ангару (она даже замерзает не как все реки — со дна, а не с поверхности), и где он благоговейно пи шет о Байкале — «золотой чаше», ле жащей среди высоких гор, или славит легендарный Амур и Дальний Восток — край, где в таинственной тишине тайги растет «корень жизни» — женьшень и где на город Владивосток падают первые в нашей стране лучи восходящего солн ца. Книга насыщена множеством тонко подмеченных подробностей природы и быта. И рядом с этим обилие различных сведений и фактов, обогащающих наши познания о прошлом родной страны. Мы узнаем, например, что древние неолити ческие племена на Дальнем Востоке пи тались рыбой во всех ее видах, в том числе — живой, самой витаминозной, что «это были настоящие рыбоеды-ихтио- фаги, которые и одевались даже в одеж ды, сшитые из рыбьих шкур». Мы вместе с автором восхищаемся ловкостью на найца, который наносит удар острогой с невидимой глазу быстротой, и вот уже бьется рыба на конце острия... Автора книги, конечно, не случайно так привлекает в культурах древних на родов их искусство: в нем самом живет не только ученый-исследователь, но и ху дожник. А. Окладников прекрасно чувствует живопись. Особенно много говорит ему линия рисунка. Он живо ощущает экс прессию, выраженную в фигуре лося, все тело которого напряжено, он сразу уга дывает в зигзагообразной полосе под брюхом дикой лошади линию воды, и ему‘ нетрудно представить, что лошадь плы вет навстречу охотнику. Но, вероятно, все эти качества иссле дователя были бы гораздо менее ценны ми, если бы их не одушевляло большое человеколюбие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2