Сибирские огни, 1965, № 002

'Хшж я ОЮЗКШ1 Юрнй Постное ПО СЛЕДАМ ЗОЛОТОРОГОГО- ОЛЕНЯ О с я жизнь известного археолога ®-*А. П. Окладникова связана с Си­ бирью и Дальним Востоком. Многочис­ ленны его труды, посвященные древним культурам народов, некогда населявших пространство от Урала до Тихого океана. Есть среди них глубокие исследования, рассчитанные на специалистов, и такие, которые обращены к массовому читате­ лю. Но кому бы ни адресовались работы А. Окладникова, все они отличались од­ ним общим достоинством — доступно­ стью и увлекательностью изложения. Новая книга ученого «Олень Золотые Рога» по-настоящему талантлива1. А. Ок­ ладников умеет писать не только просто. Его слог отличается образной силой и поэтичностью. Достаточно вспомнить са­ мое начало книги — описание путешест­ вия в утлой деревянной лодке, сшитой ивовыми корнями, по реке, которая, хотя и была в этих местах узкой и порожи­ стой, но «тем не менее уже здесь носила свое громкое и мелодичное, как песня, имя — Лена». А с какой приподнятостью гона, с какой эпической торжественно­ стью и плавностью пишет А. Окладников о глубинной Азии, родине кочевников! Живописное мастерство А. Окладнико­ ва ощущается в книге постоянно: и там, | А. П. О к л а д н и к о в . Олень Золотые Рога. Рассказы об охоте за наскальными рисунками, М. — Л„ «Искусство», 1964, где он любовно описывает непокорную, непохожую на других, Ангару (она даже замерзает не как все реки — со дна, а не с поверхности), и где он благоговейно пи­ шет о Байкале — «золотой чаше», ле­ жащей среди высоких гор, или славит легендарный Амур и Дальний Восток — край, где в таинственной тишине тайги растет «корень жизни» — женьшень и где на город Владивосток падают первые в нашей стране лучи восходящего солн­ ца. Книга насыщена множеством тонко подмеченных подробностей природы и быта. И рядом с этим обилие различных сведений и фактов, обогащающих наши познания о прошлом родной страны. Мы узнаем, например, что древние неолити­ ческие племена на Дальнем Востоке пи­ тались рыбой во всех ее видах, в том числе — живой, самой витаминозной, что «это были настоящие рыбоеды-ихтио- фаги, которые и одевались даже в одеж­ ды, сшитые из рыбьих шкур». Мы вместе с автором восхищаемся ловкостью на­ найца, который наносит удар острогой с невидимой глазу быстротой, и вот уже бьется рыба на конце острия... Автора книги, конечно, не случайно так привлекает в культурах древних на­ родов их искусство: в нем самом живет не только ученый-исследователь, но и ху­ дожник. А. Окладников прекрасно чувствует живопись. Особенно много говорит ему линия рисунка. Он живо ощущает экс­ прессию, выраженную в фигуре лося, все тело которого напряжено, он сразу уга­ дывает в зигзагообразной полосе под брюхом дикой лошади линию воды, и ему‘ нетрудно представить, что лошадь плы­ вет навстречу охотнику. Но, вероятно, все эти качества иссле­ дователя были бы гораздо менее ценны­ ми, если бы их не одушевляло большое человеколюбие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2