Сибирские огни, 1965, № 002

ным и доступным для себя. У него была тяга к необычному, непреодолимому». Назначение комендантом «женско'го поезда» было воспринято им, как личное оскорбление. «Из- глаз Мартына гляну­ ла пасмурь. Губы его перекосило. Крас­ ка залила ему щеки и лоб. — Я готов... Но мне кажется, что Баймаков заслужил более ответствен­ ную роль, чем эта! Комендант женского поезда...» Мартын не может преодолеть чувства неприязни к людям, жизнь ко­ торых доверена ему. Поэтому, когда на станции началась паника, Мартына охватывает не чувство страха за жизнь, а обида, что гибель его так бессмысленна. «Мартын пред­ ставил себя, себя — одного, среди жен­ ской толпы, в окружении казачьего эскадрона... Вот это и впрямь будет сра­ жение! Вот это и впрямь арена для ге­ роической борьбы!.. Сомкнуть на груди руки, запрокинуть гордо голову и... бес­ помощно умереть». Неприязнь к беспомощным женщинам и детям, непонимание важности поручен­ ного ему дела свидетельствуют о том, что Мартын в революции видит только се­ бя и свою способность на героическую самоотверженность в «большом деле», гуманистическая сущность революции чужда, непонятна ему. Несмотря на ту политическую школу, которую проходит Мартын под руководством Черноголово­ го, ему явно не хватало чувства органи­ ческого единства с народом, понимания конечных целей борьбы. В критике индивидуализм Мартына объясняли «врожденным классовым ин­ стинктом», унаследованным от матери- помещицы. Эта ошибка «закрепляется» в статье БСЭ: «Срывы, неустойчивость психики Мартына — Бахметьев неверно объясняет врожденным классовым ин­ стинктом, который якобы мешает Мар­ тыну, сыну крестьянина и дворянки, быть твердым в выполнении своего дол­ га»1. Заблуждения критиков кроются в ото­ ждествлении взглядов автора романа со взглядами героя. Действительно, Мар­ тын очень часто свойства своего харак­ тера, свои порызы объясняет «голосом крови», но позиция самого автора выра­ жена достаточно четко: особенности по­ ведения Баймакова, его мировоззрение обусловлены своеобразием развития героя, классовой и бытовой обстановкой, в которой он воспитывался и созревал. Героем, воплощающим в себя черты коммуниста-руководителя, является Чер­ ноголовый. Ведущая черта его характе­ ра — неразрывная слитность с народом, с партией. Но писатель излишне «рацио­ нализировал» своего героя, образ Чер­ ноголового статичен, невыразителен, это не столько живая человеческая личность, сколько символическое обозначение вы- 1 БСЭ, т. 4, сгр. 327. сокой политической сознательности и твердости руководства. Постановка в романе сложной со­ циально-этической проблемы, глубокий анализ человеческого поведения в нем. воспроизведение событий, которые со всей живостью и непосредственностью передают дыхание эпохи, до сих пор при­ влекают читателя. Ю. Лебединский уже в наши дни, оценивая роман, писал: «Это превосходно написанное произведе­ ние и по сей час не утеряло своей остро­ ты — прежде всего потому, что в нем к коммунисту предъявляются требования, нравственности, высокой морали, без всякого излишнего морализирования»1. Необычайно чуткий к запросам време­ ни, В. Бахметьев продолжает создавать произведения, в которых раскрывается сущность новой социалистической мора­ ли, — «Люди и вещи» (1929), «Ее по­ беда» (1930), «Медленная стрела» (1930) и целый ряд других. Лейтмотивом всех этих рассказов является борьба но­ вого начала в жизни со старым, упорное- изживание человеком косных традиций и предрассудков, победное утверждение нового социального строя, нового чело­ века. «Человек — это движение! Доста­ точно ему остановиться, опустить руки, и его уже «несет» назад, к старому, к мертвечине. Я делаю все, что в силах, чтобы подталкивать людей», — говорит герой рассказа «Люди и вещи». Его сло­ ва выражают мнение самого автора о за­ дачах искусства. Писатель понимает, что «еще не всюду проросли в нашем обще стве новые отношения между людьми. Эти отношения будут, они расцветут на всех поворотах жизни, почва для них расчищена, близость их я почти ося­ заю»2. В рассказах «Беспокойный», «Контор хцица?', «Тень в пламени» писатель на­ глядно показывает, как значительны за­ воевания советского народа в быту, как велики достижения в борьбе за нового человека против старых идей, старых чувств, старых привычек. Вскоре В. Бахметьева захватывает работа над романом «Наступление». Принимая активное участие в работе над «Историей фабрик и заводов», В. Бах­ метьев, по поручению М. Горького, зна­ комится с коллективом рабочих завода «Серп и молот» и здесь находит ма­ териал для нового крупного произве­ дения. Основная тема романа — это тема ге­ роической борьбы русского рабочего класса в период революции и граждан­ ской войны. Художник показывает исто­ рический размах и сложность первого этапа борьбы за переустройство обще­ ства на новых началах. 1 Ю. Л е б е д и н с к и й . Современники. М. «Советский писатель», 1961, стр. 239. 2 В. Б а х м е т ь е в . Медленная стрела, «Нел ра», 1931, стр. 80.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2