Сибирские огни, 1965, № 002
Уже в двадцатых годах советская ли тература стала острее и глубже, чем в первые послереволюционные годы, ста вить вопрос о сущности революции, об ее содержании, об особенностях тех лю дей, которые ее совершали. На смену прямолинейности, психологической упро щенности образов приходит реалистиче ский принцип индивидуализации челове ческого характера. Своего рода програм мным произведением, утверждавшим ин терес художника к духовному миру че ловека, был роман А. Фадеева «Раз гром» (1928). В связи с повышением интереса к лич ности героя в литературе возникает про блема так называемого «живого' челове ка»,., которая приковывает в те дни вни мание всех писателей и критиков. Появ ляется целый ряд работ, призывающих писателей «докапываться до самых донь ев» человеческой души, доказывающих, что раскрытие внутреннего мира героя должно заключаться в отражении борь бы разума и инстинкта, классового чело века и биологического. И в свете такого примитивного, явно фрейдистского пред ставления о психологизме некоторые критики рассматривали все наиболее значительные произведения того време ни: «Разгром» А. Фадеева, «Цемент» Ф. Гладкова, «Доменная печь» Н. Ляш- ко и «Преступление Мартына» Вл. Бах метьева (1928), наиболее значительный роман в творчестве писателя. Некоторую дань учению фрейдизма В. Бахметьев действительно отдал в первой редакции «Преступления Марты на». Однако неправы те критики, кото рые сводили все содержание романа к борениям сознательных и подсознатель ных начал в психологии главного ге роя — Мартына Баймакова. Роман да же в первой редакции был значительно сложнее и богаче по содержанию, чем это представлялось в работах М. Фриче, Д. Тальникова и других. Мартын Баймаков — личность слож ная и противоречивая. Именно поэтому сразу же после опубликования роман оказался в центре внимания критики. «Роман Бахметьева очень сложен и мно- госторонен не по признаку каких-либо формальных изысканий и построений, а по своей большой психологической глу бине», — писал Н. Смирнов в журнале «Новый мир». А. Фадеев видел в рома не «большой шаг в смысле преодоления схематизации человека»1. А томская га зета «Власть труда» отмечала: «Престу пление Мартына» является, пожалуй, са мым значительным произведением совре менной литературы»2. 1 «Вечерняя Москва». ¡328, № 60, 10 марта. 2 «Власть труда», 1928, апрель. Почему же главный герой романа Мартын Баймаков приковал к себе вни мание критики? Прежде всего потому, что образ явился своего рода реакцией на шаблонизированную «схематичность» героев революции, в которых подчерки валась только целеустремленность, сила воли, мужество и прямолинейность ха рактера. «Родом Мартын с Волги. Отец его ры бак. Мать из богатой помещичьей се мьи», — так начинает писатель свой рассказ о Баймакове. После смерти ма тери, которую он совсем не помнил, мальчик жил то в усадьбе деда-помещи ка, то в рыбачьем поселке. 13-ти лет он бежал в город, работал на пароходе, а затем на заводе в Сормово. За участие в революционном движении он был вы слан на север. В ссылку Мартын пошел вместе с профессиональным революцио нером Черноголовым, который и занялся марксистским образованием юноши. Уче ник выказывал такие успехи, что уже в конце первого года ему разрешено было выступать «затравщиком» в боях с вид ными эсерами. В период гражданской войны Байма ков все свои силы отдает борьбе с голо дом, разрухой, контрреволюцией. Но од нажды, при мнимой угрозе нападения белогвардейцев на эшелон с беженцами, комендантом которого был назначен Бай маков, он бежал, покинув беззащитных женщин и детей. Одумался Мартын ско ро и сразу кинулся, чтобы исправить свою ошибку, но тревога, оказывается, была ложной. Это «преступление» ком муниста Баймакова и составляет цент ральный конфликт романа. Но история «преступления» Мартына настолько психологически усложняется писателем, что преступления-то в полном смысле этого слова как будто бы и нет. Вполне закономерно, что в критике весь анализ романа часто сводился к выясне нию вопроса, совершил ли Мартын пре ступление и когда. Тем более, что сам писатель устами Черноголового ставит этот вопрос на разрешение: «когда же Мартын совершил преступление: там в Лисках, спасая себя, или... потом, спа сая других?». Читатель понимает, что Мартын Бай маков — закаленный годами политиче ской ссылки коммунист не был трусом и в минуту «преступления» не думал о своем спасении. Писатель раскрывает ведущие харак теры через раздумья, воспоминания, внутренние монологи. Действия-то в ро мане, собственно, и нет. Все конфликты перенесены во внутренний мир его пер сонажей. Так, мы узнаем, что огромное само любие, стремление возвысить себя, со вершить необычное были отличительны ми чертами Мартына еще в детстве. «Он делал не всегда то, что считал возмож- / 2 «Сибирские огни» М 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2