Сибирские огни, 1965, № 002
Жизнь «малых народностей» интересо вала в это время не только В. Бахметье ва. В. Анучин, А. Ершов, Ф. Гладков, особенно Вяч. Шишков в своих произве дениях разоблачали жестокую эксплу атацию «инородцев» русскими купцами. Описывая возмутительные факты грабе жа и насилий, писатели, как правило, изображали различные народы Сибири пассивными, неспособными к протесту. Но В. Бахметьев и среди алтайцев на ходит людей, стремящихся к освобож дению своего народа от колониального ига. Это — старец Чогул, девушка Че та, мужественно требовавшие от своих соплеменников: «Пусть просыпаются лю ди!»; это и мятежный правдоискатель Тетон, и юноша-проводник Улаа, мечта ющий о свободном Алтае. Непосредственным участником изобра жаемых событий является рассказчик. Он — «вестовой» революции, человек, принимающий самое живое участие в судЬбе угнетенного народа. «Я русский, и мне не по себе перед моим проводни ком, смуглолицым юным Джала: когда- то он здесь был хозяином, а ныне над всем царит всесильный Иоргомыш». Пе реезжая из аила в аил, он всюду видит одно: забитый, загнанный народ доведен до отчаяния Болью пронизаны строки, повествующие о наглом вытеснении ал тайцев русскими колонизаторами. «О ту пору уже стоном стонал Алтай под игом. Нельзя и некуда было убежать От русского богатея-хлебороба, от рус ского купца-скотогона, от свирепого рус ского чиновника — но всех страшнее были миссионеры. Шли они в дебри, на вершины, забирали в юртах курмежки — деревянных божков и тащили алтайцев в долины, к своим церквам, к купели и кресту... Как стаи встревоженных птиц, не смея бросить крика, кружили алтай цы в горах над своими аилами, не зная спасения». Свои надежды на избавление алтайцы возлагали на хана Ойрота — любимого героя народных сказаний, и белого бо га Бурхана, олицетворяющего счастли вое прошлое народа. Движение бурханистов было разгром лено, но вера в победу своей правды продолжает теплиться в сердцах изму ченных и подавленных алтайцев. А рас сказчик пытается объяснить им причины социального неравенства, найти другие пути в борьбе за свое освобождение. Массовое переселение крестьян цент ральных губерний России в Сибирь в поисках «свободной земли», сделало ак туальной эту тему в литературе. Очерки Г. Успенского о переселенцах, «Очерки •Сибири» С. Елпатьевского, рассказ И. Бунина «На край света», рассказы И. Соколова-Микитова и Н. Телешова запечатлели одно из самых трагических явлений в русской пореформенной Рос сии. К этой же теме обращается и В. Бахметьев, наблюдавший в Сибири жуткую картину народного бедствия. И снова В. Бахметьев не ограничиваете:- изображением одних страданий народа, он показывает одновременно рост поли тического самосознания крестьянства. Со страниц его произведений встают не только забитые, невежественные мужи ки, но и люди, которые начинают пони мать, что надеяться на батюшку-царя уже нельзя. Курский крестьянин Епифан, ходок от общества, из рассказа «На земле», оправдываясь перед старожилом-сибиря ком Павлом Бирюковым, так объясняет причины своего переселения: «Не серчай ты на меня... Не по воле пошел... Глав ное, баре... И это, как его... До бога вы соко, до царя далеко...». Епифан успел понять, кто же являет ся виновником его нищеты, его рабского положения, а выхода не видел, потому и отправляется в Сибирь в поисках «зем ли обетованной». Действие происходит на Алтае, в местечке Заволок, жители которого считали себя полновластными хозяевами. Узнав о цели прихода Епи- фана, староверы гонят его, а затем уби вают. «Не Епифан был страшен. Страш ны были те неведомые, которых гнал го лод из-за Каменного Пояса. Вот уйдет старик, разнесет по свету весть о заво локских землях, и тогда прости-прощан вольготная жизнь». Убийством Епифана крестьяне не избавили себя от беды, ко торой боялись. Через год пришли в За волок новые ходоки. «Было их трое. Все как на подбор: долговязы, тощи, ко сматы. На плечах черных, изъязвлен ных — тысячеверстный груз». Таким финалом писатель подчеркивает, что ви новники надвигающейся беды — не пе реселенцы, а то, что заставляло обни щавших крестьян искать «свободную» землю. В. Бахметьева глубоко и остро волно вал крестьянский вопрос. Решая тему революционного прозрения народа, В. Бахметьев стремится проследить влияние явлений общественной жизни страны на формирование мировоззрения и характера русского крестьянина. Герой рассказа Бахметьева «Сухой потоп» — воронежский крестьянин-хле- бороб Панкрат.,Весь круг его интересов сводится к собственному хозяйству. Ни что другое не занимает, не волнует его. Но жизнь властно вторгается в судьбу Панкрата, заставляет выйти из круга привычных представлений, задуматься над происходящим. Процесс массового разорения кресть янства в период столыпинской реформы обрекает Панкрата на нищенство. В по исках «вольных земель» он идет в Си бирь, нанимается рабочим-землекапом на постройке железной дороги. Тяжелые заботы, нужда, бесправие сделали его озлобленным, жестоким, тупым, остави ли одну мысль — как бы накопить денег на клочок земли.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2