Сибирские огни, 1965, № 002
Разнообразной была деятельность В. Бахметьева, но никогда он не остав лял пера писателя. Все его творчество, начиная от первых очерков «В горах Ал тая» (1910), получивших высокую оцен ку А. М. Горького1, и заканчивая по следним романом «У порога» (1947), — посвящено теме революции. Захвачен ный идеей революционного преобразова ния действительности, непосредственно участвующий в этом преобразовании, пи сатель смог увидеть и передать харак терные приметы событий в Сибири ка нуна Октября, когда идеи марксизма на чали проникать в самые глухие таежные уголки, когда на борьбу с самодержави ем поднимались и угнетенные народы Сибири. В повести «Алена»2 (1914) рассказано о жизни' политических ссыльных в годы реакции. Описывая таежное село То- горье, место политической ссылки, В. Бахметьев на фактах и явлениях, имевших местный характер, раскрывает общую закономерность, важную сторону политической жизни страны. Дремучая тайга в начале произведения олицетворя ет мрачную грозную силу, закрывшую ссыльному Сергею путь к революционной борьбе. «Без конца, без края тянулась хмурая, изрезанная хребтами тайга, и была она, как стена: по эту сторону — беспомощный, измученный в неволе че ловек, а по ту — весь огромный мир». Но постепенно, подробней знакомясь с жизнью края, Сергей узнает, что сре ди сибирских крестьян есть люди, близ кие ему по духу. И он начинает иначе видеть все вокруг: чище и ясней, без чувства заброшенности и отчужденности, которое его было охватило. Даже казав шаяся неприступной тайга стала для не го близкой и понятной: «Чем-то ласкаю- ще юным, как просветы небесной голу бизны в кедраче, веяло на него от вечно зеленого царства тайги». Сергей и в ссылке продолжает вести агитационную работу. «Обычно от раз говоров об охране он уводил собесед ников к иным, большим темам, особенно внимательно выслушивались его расска зы о московских событиях пятого года». Постоянной участницей в этих беседах была девушка-таежница Алена. Сергей часто замечал в ее глазах «столько взволнованной настороженности, что ка залось, будто тот или другой исход в его рассказе... касался прямо ее, Алены... И это трогало Сергея». 1 сСвежи и сочны алтайские этюды Бахметье ва, хороши. Сообщите подробности и о Бахметье ве, он тоже далеко пойдет, далеко». (Собр. соч. т. 29, стр 296). 2 В первой редакции повесть называлась «Же лезная трава» («Ежемесячный журнал » , 1915 .N4 9—10). Чистая, непосредственная натура Але ны жадно впитывает все новое, что она? узнает от Сергея, пытается самостоятель но разобраться в причинах социального неравенства. В. Бахметьев верно просле дил и передал в нравственном облике' своей героини типические черты време ни, сформировавшие этот характер. С' детства глубоко ненавидит Алена всех, живущих трудом народа. Она убивает: урядника, охваченная не только чувст вом мести за Сергея, которого он истя зал, но и в силу понятой необходимости; сопротивления произволу и насилию. Пи сатель не рассказывает о дальнейшей судьбе девушки, но читателю ясно, что это начало ее активной борьбы. Не слу чайно Сергей, уезжая из Тогорья, испы тывает чувство радости оттого, что те перь «не страшна людям тайга, в бога тырской груди которой Аленино бьется сердце». «Алена» — это повесть о стойкости- и мужестве людей, сохранивших вер ность революционным идеалам в самые- тяжелые годы. Слова Егорыча о желез ной траве точно передают смысл этого- произведения. «Знаешь, на сухих местах трава эта кая растет — железняк... Из себя не видная, а силы в ней... ай-яй-яй! Ее и мнут, и жгут, и рвут, а придет весна, ойа тут как тут!». Людьми железной воли, сильного ха рактера являются интеллигент Сергей, питерский рабочий Егорыч, машинист Румянцев. Эго они несут идеи ленинско го учения в самые глухие таежные угол ки страны. Повесть «Алена» — одно из; наиболее живописных и- поэтических произведений В. Бахметьева и потому сразу получила высокую оценку чита теля. Много замечательных страниц посвя тил В. Бахметьев людям Сибири. Его волнует все: и трагедия «малых народ ностей», жестоко угнетаемых царизмом («Джала», «У последней воды», «В го рах Алтая»), и горестная судьбина кре- стьян-переселенцев, которых только нуж да привела в этот далекий неведомый край («На земле», «Сухой потоп»), и рождение здесь истинных пролетариев, «в муках и борьбе познающих смысл ра бочей правды». В очерках «У последней воды» (1914) В. Бахметьев рассказывает о националь но-освободительном движении алтайцев в 1904— 1905 годах, получившем наибо лее яркое отражение в бурханизме. Движение бурханистов имело религиоз ную окраску, но, несомненно, оно свя зано с лучшими освободительными на деждами алтайского народа и вызвано было земельными притеснениями алтай цев, их невыносимым экономическим по ложением. В основе очерков лежат действитель ные события, пережитые самим писате лем во время его пребывания на Алтае-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2