Сибирские огни, 1965, № 002

Сегодня воскресный день, город ожил с раннего утра: от пристани, вниз по Иртышу, пошли пароходы с гуляющими. Пароходы украшены бесчисленным коли­ чеством разноцветных тряпиц; на палубах, сверкая медью, гремели духовые орке­ стры. И благословляя праздник, на высоких колокольнях гудели колокола. Все было направлено к тому, чтобы поднять дух обывателя. А причин к веселью — не было, на фронте шло отступление. Еще с вечера мы с Всеволодом сговорились навестить Сорокина, он обещал показать свои новые рисунки, познакомить с интересными людьми. Казалось, ради этого светлого дня Всеволод надел белую блузу с широким воротником, на котором искусно была вышита зеленая змея; она извивалась по всему воротнику и, казалось, вот-вот заползет к нему за пазуху. Некоторые про­ хожие таращили глаза и говорили вслед нам: — Футурист какой-то... А мне нравилось, что Всеволод сбросил, наконец, свою черную робу, пропах­ шую типографскими красками. Он не слышал этих замечаний, шел и твердил строчки стихов, только что полученных им от Кондратия Худякова из Кургана: Как хорошо на зыби сонной, На сонной зыби сонных вод, Там... Где сиреною влюбленной Тоскует белый пароход... Поэт проездом был в Омске, видел пароходы на Иртыше, чего нельзя уви­ деть ни в Кургане, ни в Петропавловске,— и написал стихи. Мы перешли мост через Омку и не торопясь шагали вверх по Дворцовой. Нас обгоняли и двигались навстречу шумливые ватаги молодежи, скрипучие про­ летки извозчиков с празднично одетыми людьми. У гостиницы «Европа» толпился народ. Так бывает на базарах, когда появ­ ляется фокусник. Иногда самый глупый фокус собирает людей. Но странно было то, что люди смотрели не на двери, не на окна гостиницы, а куда-то вниз, на за­ бор. Зрители теснились, и через них ничего нельзя было разглядеть. — Что там за чудо? — громко спросил Всеволод. Ему никто не ответил, но когда толпа несколько поредела, мы, наконец, уви­ дели на заборе широкий аншлаг длиною чуть не в три метра: «Выставка кар­ тин Антона Сорокина». Забор был низкий, и всю выставку можно было увидеть только пробравшись на край тротуара. На выставке было не менее сотни картин разных размеров. Тут •и масло, и акварель, и графика. Под каждой картиной или эскизом соответствую­ щая подпись, разъясняющая содержание. Мы остолбенели. Когда все это сделано? И под силу ли такая большая кро­ потливая работа одному человеку? Позднее мы разглядели, что все картины раз­ мещены на щитах, значит, автор мог и это сделать дома, а после прибить к забо­ ру гвоздями. На выставке были: «Восхождение на Голгофу» — человек несет тяжелый крест, а из-под ног у него обваливаются камни и летят в пропасть; «Омут» — над черным омутом склонился цветок, а чья-то рука захватила его и тянет в пучину; «Любовь и смерть» — смеющийся человеческий череп и вонзающийся в его висок •кинжал. Тут был и барельефный портрет Сорокина, сделанный скульптором А. Пожарским, и образы, навеянные музыкой Эдварда Грига к Пер Гюнту, и тонкие акварельные переходы от мрака к свету — это музыка П. И. Чайковского. Тут и вездесущая свеча, со словами: «Гений Сибири Антон Сорокин». Экспонатов было много, и сейчас нет возможности все их припомнить и пе­ речислить. Люди подходили, смотрели — и одни удалялись молча, а другие ворчали: — Делать ему нечего, вот он и малюет на заборах... — А ты попробуй, намалюй так...— вступился за художника Всеволод.—Это же просто гениально!..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2