Сибирские огни, 1965, № 002
С появлением этой повести читатели, казалось, простили А. Сорокину многие его чудачества и саморекламу. В те годы он украшал своими рисунками и заборы улиц, и столбы на мосту через реку Омь — везде били в глаза слова: «Гений Си бири Антон Сорокин». Было даже такое: в «Синем журнале» появился его порт рет и краткое сообщение, что Антон Семенович Сорокин покончил жизнь само убийством, не в силах примириться с мещанством, и еще что-то. Повесть «Хохот желтого дьявола» была написана своеобразно и не всем нравилась. Ясно было одно — она направлена против войны. Мы тогда еще не знали — когда будет война, какие размеры она примет и каков будет ее конец, но приветствовали это произведение своего земляка. Издатели «Омского вестника» только под конец (когда началась война) разглядели ее суть и стали печатать с пробелами. А. Сорокин сам сшивал, склеивал отдельные оттиски и рассылал зна комым и редакциям газет. Редкие газеты в Сибири предоставляли свои страницы для рассказов и сти хов. Отличалась от других петропавловская газета «Приишимье», она в воскрес ные дни давала «литературные страницы». Редактором газеты «Приишимье» был Леонид Степанович Ушаков. Он глубо ко любил художественную литературу и, конечно же, стремился передать ее лю дям через свою газету, объединить вокруг нее пишущих. Так, он «вывел в люди» молодого поэта Николая Янкова. (Позднее он издал книжку стихов — «Накану не»). В газете печатались рассказы А. Сорокина, В. Дарагана, только что вернув шегося из Туруханской ссылки, Ипполита Серикова, Семена С. (Савельева) и других. Я долго скитался по Сибири, и груз впечатлений давил меня. Нужно было разрядиться. Антон Сорокин, с которым я уже был знаком, говорил мне: — Садитесь и пишите, вы сразу станете знаменитостью... Я с грустью качал головой и говорил, что мне есть нечего... Куда уж тут до знаменитости... ...Была война... Я поневоле все лето скитался по Тобольской губернии: плавал на пароходах, ходил пешком, работал на покосах. Как-то в одном из сел Ялуторовского уезда я был свидетелем загадочной трагедии: свекор и сноха убили друг друга ночью, и к утру в маленькой избушке был слышен только детский плач. Пришли соседи и увидели: на полу, в луже крови, ползает ребенок, а рядом, возле кровати лежит мать с окровавленной грудью; у двери — старик с проломленной головой. Как это произошло — никто не знал. Рассказывали: спор возникал всегда во время получения пособия от прави тельства. (Семьи, у которых на войну были взяты кормильцы, получали грошовое пособие). Старик будто бы говорил снохе: «Мой сын, и мои денежки...» А сноха отвечала: «Мой муж, и нам с сыном эти денежки дает государь...» В этом селе об этой истории я написал свой первый рассказ «Кто виноват?». Я сам не мог бы ответить на поставленный вопрос, но мне казалось, что я близок к истине: виновата война, виновато правительство. Рассказ я послал в Якутск, в журнал «Ленские волны». Рассказ был напечатан, но цензор, усмотрев «крамолу», приказал забить текст разнородным шрифтом и поперек страниц поставить два тяжелых слова: «Не дозволено цензурой». Меня это и обрадовало, и огорчило. «А-а,— мысленно грозил я незримым врагам своим,— не любите правды?.. Подождите, вы еще получите по заслугам...» У меня не было постоянной работы, верного куска хлеба. Я каждый день бе гал по городу, искал случайные заработки. Мне некогда было присесть, чтобы по думать, сделать набросок. Маленькие заметки в газетах не оплачивались, только тешили самолюбие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2