Сибирские огни, 1965, № 002
с я признаки новой формы и ее обяза тельное утверждение. Экспериментов ради самой формы на этой выставке много. Безымянные ■скульптурные головки, подчеркнуто де формированные, не могут нести зрителю даже простейшей информации о слож ном и прекрасном в жизни. Не спасают их и чисто сибирские названия: «Алтай ская девушка», «Байкальская рыбачка», «Узурянка» и т. д. Может быть, это оранжировка народного искусства? Мо жет быть, это не примитив, а сама про стота? Где же я видел.подобные произ ведения? Кажется, на выставках эстон ского народного искусства; вспоминаю также работы Вяйне Аалтонена и мно жество репродукций из разных зарубеж ных изданий. И еще вспоминаю слова ■старейшего русского скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова: ,. «Уму непостижимо, с какой легкостью и неуважением к своей культуре заимст вуют у нас всевозможные духовные сур рогаты с зарубежным клеймом». Скульптурную группу или портрет конкретного человека создать трудно. К счастью, есть на этой выставке и скульп турные композиции и хорошие портреты наших современников — ученых, куку рузоводов, учителей, лесорубов и геоло гов, созданные мастерами из разных го родов Сибири. Портретистом точным и тонким пред ставляется мне омский скульптор Нико лай Никитин. Я не встречался ни с куку рузоводами Бабенко и Лоскутовым, ни с учительницей Анной Пак, но произве дения Н. Никитина убедили меня, что это интересные люди, настоящие труже ники. Лучшими скульптурными композиция ми мне представляются «Тропою муже ства» — А. Локотоша (Омск), «Плото гон» и «Трудная трасса» — В. Зеленова (Красноярск), «У костра» —- В. Семе новой (Новосибирск). В них прежде все го есть мысли и верно найденные худо жественные средства для их выражения. Это — произведения о Сибири, а это значит, о мужестве, о трудностях, о яр ком пламени костра. И за этими, каза лось бы, безымянными героями я вижу живых людей, моих знакомых — тай мырских геологов, ангарских плотогонов и алтайских партизан. На прошлых наших выставках произ ведения монументального искусства ш> являлись от случая к случаю. На этой выставке они есть и, несмотря на мало численность, этот раздел выставки смот рится значительным и впечатляющим. Специфика художественных приемов, ла конизм языка монументального искусст ва позволили с наибольшей силой рас крыть могучий образ Сибири — трудо вой и поэтической. Если витраж А. Артемьева «Куз басс», собранный из бетона и стекла, только продолжает добрые традиции ста рых мастеров, то работа новосибирских монументалистов А. Чернобровцева и Ю. Катаева развивает эти традиции сме ло и по-новому. Их панно «Богатств не сметных край» создано из пенобетона— нового строительного материала, не сложного в обработке, но открывающего богатые художественные возможности. Это панно — светло-серая стена, сло женная из пенобетонных блоков с вре занными символическими фигурами лю дей, силуэтами деревьев, заводов и про сто сибирских орнаментов. Как подлин ное произведение монументального ис кусства, оно не имитирует пространст венные задачи картины — оно оправда но условно и сохраняет плоскость стены, как естественный архитектурный эле мент. Неожиданные новые возможности ста рого материала — дерева — нашлись в произведении новосибирского художника В. Семенова — «Хлеб Сибири». Это то же — стена, но словно отлитая из золо та, хотя певучие линии женских фигур, и колосья пшеницы, и солнце набраны из простых осиновых, березовых и сос новых кубиков на самой обыкновенной деревоплите, спресованной из стружек и клея! Радует и то, что все работы этого жанра, выставленные здесь, имеют свои точные адреса: для Дворцов пионеров, лекционных залов, Домов культуры, те атров, кафе Новосибирска, Омска, Кеме рова, Новокузнецка, Прокопьевска. Я ничуть не собираюсь умалять досто инств и значения станковых картин и графических серий наших художников, украшающих коллекции десятков музеев страны, но сама жизнь требует расшире ния видов искусства и новых форм, по стоянного общения миллионов зрителей с искусством. В этом плане у монументального ис кусства неограниченные возможности. Как видно, это понимают художники, но важно, чтобы их поддерживали хозяйст венники, от которых зависит добрая по ловина дела. На этой выставке довольно много пей зажных работ — и «лирических» и «ин дустриальных», плохих и хороших. Пло хих — это значит полосатых и плоских, подражательных и безотносительных к сибирской земле и восприятию ее глаза ми наших современников. Хороших — это, где художники ставили трудную за дачу написать пейзаж-картину, ^создаю щую образ богатой и многоликой нашей земли, вызывающую раздумья о ней. Это — «Снежные берега» Б. Ряузова (Красноярск), «Катунь» и «Красные го- ры»\. Г. Мирошниченко (Новосибирск), «Северный Урал» И. Сивохина (Омск), «Над Падунским сужением» А. Шатало ва (Иркутск), «Хакасский край» Ю. Ху- доногова (Красноярск), городские пейза жи А. Поздеева (Красноярск) й ‘Н. Гри- цюка (Новосибирск) и еще многие дру
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2