Сибирские огни, 1965, № 002

с я признаки новой формы и ее обяза­ тельное утверждение. Экспериментов ради самой формы на этой выставке много. Безымянные ■скульптурные головки, подчеркнуто де­ формированные, не могут нести зрителю даже простейшей информации о слож­ ном и прекрасном в жизни. Не спасают их и чисто сибирские названия: «Алтай­ ская девушка», «Байкальская рыбачка», «Узурянка» и т. д. Может быть, это оранжировка народного искусства? Мо­ жет быть, это не примитив, а сама про­ стота? Где же я видел.подобные произ­ ведения? Кажется, на выставках эстон­ ского народного искусства; вспоминаю также работы Вяйне Аалтонена и мно­ жество репродукций из разных зарубеж­ ных изданий. И еще вспоминаю слова ■старейшего русского скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова: ,. «Уму непостижимо, с какой легкостью и неуважением к своей культуре заимст­ вуют у нас всевозможные духовные сур­ рогаты с зарубежным клеймом». Скульптурную группу или портрет конкретного человека создать трудно. К счастью, есть на этой выставке и скульп­ турные композиции и хорошие портреты наших современников — ученых, куку­ рузоводов, учителей, лесорубов и геоло­ гов, созданные мастерами из разных го­ родов Сибири. Портретистом точным и тонким пред­ ставляется мне омский скульптор Нико­ лай Никитин. Я не встречался ни с куку­ рузоводами Бабенко и Лоскутовым, ни с учительницей Анной Пак, но произве­ дения Н. Никитина убедили меня, что это интересные люди, настоящие труже­ ники. Лучшими скульптурными композиция­ ми мне представляются «Тропою муже­ ства» — А. Локотоша (Омск), «Плото­ гон» и «Трудная трасса» — В. Зеленова (Красноярск), «У костра» —- В. Семе­ новой (Новосибирск). В них прежде все­ го есть мысли и верно найденные худо­ жественные средства для их выражения. Это — произведения о Сибири, а это значит, о мужестве, о трудностях, о яр­ ком пламени костра. И за этими, каза­ лось бы, безымянными героями я вижу живых людей, моих знакомых — тай­ мырских геологов, ангарских плотогонов и алтайских партизан. На прошлых наших выставках произ­ ведения монументального искусства ш> являлись от случая к случаю. На этой выставке они есть и, несмотря на мало­ численность, этот раздел выставки смот­ рится значительным и впечатляющим. Специфика художественных приемов, ла­ конизм языка монументального искусст­ ва позволили с наибольшей силой рас­ крыть могучий образ Сибири — трудо­ вой и поэтической. Если витраж А. Артемьева «Куз­ басс», собранный из бетона и стекла, только продолжает добрые традиции ста­ рых мастеров, то работа новосибирских монументалистов А. Чернобровцева и Ю. Катаева развивает эти традиции сме­ ло и по-новому. Их панно «Богатств не­ сметных край» создано из пенобетона— нового строительного материала, не­ сложного в обработке, но открывающего богатые художественные возможности. Это панно — светло-серая стена, сло­ женная из пенобетонных блоков с вре­ занными символическими фигурами лю­ дей, силуэтами деревьев, заводов и про­ сто сибирских орнаментов. Как подлин­ ное произведение монументального ис­ кусства, оно не имитирует пространст­ венные задачи картины — оно оправда­ но условно и сохраняет плоскость стены, как естественный архитектурный эле­ мент. Неожиданные новые возможности ста­ рого материала — дерева — нашлись в произведении новосибирского художника В. Семенова — «Хлеб Сибири». Это то­ же — стена, но словно отлитая из золо­ та, хотя певучие линии женских фигур, и колосья пшеницы, и солнце набраны из простых осиновых, березовых и сос­ новых кубиков на самой обыкновенной деревоплите, спресованной из стружек и клея! Радует и то, что все работы этого жанра, выставленные здесь, имеют свои точные адреса: для Дворцов пионеров, лекционных залов, Домов культуры, те­ атров, кафе Новосибирска, Омска, Кеме­ рова, Новокузнецка, Прокопьевска. Я ничуть не собираюсь умалять досто­ инств и значения станковых картин и графических серий наших художников, украшающих коллекции десятков музеев страны, но сама жизнь требует расшире­ ния видов искусства и новых форм, по­ стоянного общения миллионов зрителей с искусством. В этом плане у монументального ис­ кусства неограниченные возможности. Как видно, это понимают художники, но важно, чтобы их поддерживали хозяйст­ венники, от которых зависит добрая по­ ловина дела. На этой выставке довольно много пей­ зажных работ — и «лирических» и «ин­ дустриальных», плохих и хороших. Пло­ хих — это значит полосатых и плоских, подражательных и безотносительных к сибирской земле и восприятию ее глаза­ ми наших современников. Хороших — это, где художники ставили трудную за­ дачу написать пейзаж-картину, ^создаю­ щую образ богатой и многоликой нашей земли, вызывающую раздумья о ней. Это — «Снежные берега» Б. Ряузова (Красноярск), «Катунь» и «Красные го- ры»\. Г. Мирошниченко (Новосибирск), «Северный Урал» И. Сивохина (Омск), «Над Падунским сужением» А. Шатало­ ва (Иркутск), «Хакасский край» Ю. Ху- доногова (Красноярск), городские пейза­ жи А. Поздеева (Красноярск) й ‘Н. Гри- цюка (Новосибирск) и еще многие дру

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2