Сибирские огни, 1965, № 002
Митинг начался в девять часов вечера, при свете прожекторов. На Кубе все подобные митинги начинаются поздно: раньше нельзя — жарко. Но, говорили нам, люди, стоящие в первых рядах, пришли на площадь за несколько часов до начала, сразу после работы. Они ждали Фиделя и встретили его горячими апло . дисментами. Когда премьер-министр в своей неизменной солдатской форме, в глу- ■боной защитной фуражке с матерчатым козырьком появился на трибуне, невысо кая седая женщина шагнула к нему навстречу, обняла, поцеловала... — Мать Камилло Сьенфуэгоса,— шепнул сосед. Камилло Сьенфуэгос! Его молодое лицо, окаймленное черной бородой, мы видели на портретах едва ли не чаще, чем самого Фиделя. Он был из торговцев, Камилло, — одна из музейных фотографий так и запе чатлела его, молодого, еще безбородого, за прилавком в небольшом магазинчике, предлагающим новый костюм очередному покупателю. Ему было приуготовано спокойное и обеспеченное будущее, но он предпочел полную тревог и опасностей жизнь революционера. Он стал ближайшим сподвижником Фиделя. Он был плохим оратором, Камилло,— но на первом митинге в Гаване после . победы революции Фидель, волнуясь, не раз оборачивался к нему: — Я правильно говорю, Камилло? Он погкб вскоре после революции: полетел на маленьком самолете в провин цию Орьенте с инспекцией в один из военных округов, командующий которым был обвинен в измене, а на обратном пути самолет исчез в море. Так и неизвест но до сих пор, была это авария или диверсия. Но ежегодно в день гибели Камил ло кубинские девушки бросают в океан цветы — в память о нем... А над площадью, между тем, сияют прожекторы, и вот уже второй час гово рит Фидель. Люди слушают его с глубоким вниманием — и, вместе с тем, как-то •очень по-домашнему: одобрительно смеются, когда оратор, критикуя кого-то, по падает «в точку», дружно аплодируют, выражая согласие с какими-то предложе ниями, вставляют реплики. Речь мне переводят, конечно, из пятого в десятое, но ясно одно: «общие фразы» занимают в ней ничтожно малое место, речь конкрет на, посвящена конкретным и, видимо, наболевшим проблемам хозяйственной жиз ни страны. Фидель закончил, по традиции, словами: «Родина или смерть! Мы побе дим!» — и тотчас покинул трибуну. Заключительные аплодисменты были бурными и продолжительными, но, я бы сказал, тоже какими-то дельными: без восторженного надрыва и выкриков. Из динамиков полилась мелодия «Интернационала» — и в следующую минуту уже вся площадь пела, взявшись за руки, международный гимн пролетариев... Может быть, мои впечатления недостаточно глубоки, но, мне кажется, они позволяют сделать вывод: отношение к Фиделю на Кубе — это не культ лично сти, каким довелось его знать нам. Ведь, осудив чуждое природе социализма явле ние, мы не подняли тем самым на щит теорию «безличия», этакой «безгеройной толпы», не отрицаем права революционного руководителя на авторитет, завоеван ный в настоящей борьбе и работе! И лишь один беспокоящий штришок остался в памяти — может быть, в силу все той же болезненно обостренной чуткости к определенным вещам. Вот мы снова стоим у таблички на улице города Сьенфуэгос — этот город назван не в честь Камилло, как можно было бы подумать. Просто «однофа милец». «Это твой дом, Фидель...» Хорошая надпись! Но — как бы это сказать? — все-таки я предпочел бы увидеть эти слова, начертанными от руки, пусть неровными, неуклюжими буквами, так, как написа ны революционные лозунги на стенах рабочего района Луйано в Гаване! А здесь — аккуратная жестяная табличка, да еще и не первая к тому же: мы стоим уже около другого, соседнего дома. А позднее, в другом городе — старом Тринидаде, самом старом на Кубе, где в центре запрещено движение автомашин и трава про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2