Сибирские огни, 1965, № 002
аице аппарат «эр-кондишн» (кондиционированный воздух)—вещь, по здешним ус ловиям, весьма нужная. Чего бы проще—починить! Но установки—американских фирм, да к тому же разных — где возьмешь самую элементарную запчасть? И ведь, надо думать, это касается не только кондиционных установок... Бегут по асфальту машины — советские грузовики, чехословацкие автобу сы, поблескивающие лаком лимузины. И вдруг среди них тарахтит уж такая раз валина с отодранным крылом, что только диву даешься: и как только едет? Вто рая, третья — с вырванной фарой, с мятым-перемятым капотом. И как не по гнять, в чем дело: большинство старых машин американских марок, и чинить их теперь весьма затруднительно — по тем же причинам, что и кондиционные уста новки. Надо, опять-таки, учесть, как важен для Кубы автотранспорт: железные дороги играют на острове второстепенную роль, их неширокие колеи с проросшей между шпалами травой оживают только в период уборки сахарного тростника. А как не задуматься над своей судьбой самой Гаване? Ведь это же не шутка, .если многими десятилетиями город всем своим обликом, всей планировкой, архи тектурой вольно или невольно приспосабливался к совсем иному образу жизни — к тому, чтобы быть городом исключительно для отдыха, причем — весьма бога тых людей? Ведь все эти двадцатиэтажные отели с искусственным климатом, с •бассейнами (в море здесь почти не купаются — акулы), с самооткрывающимися дверьми, со стодолларовыми (в сутки!) номерами — все они должны, кроме всего прочего, окупать себя! И не такая, между прочим, это мелочь для Кубы, где до ходы от туризма всегда составляли существенную статью бюджета. Но есть, конечно, проблемы еще более серьезные. В нашей печати были сообщения о том, что революционное правительство Кубы в условиях временных трудностей, в условиях экономической блокады, осу ществляемой Соединенными Штатами, было вынуждено ввести карточки на неко торые виды продуктов. Правда, чтобы все было ясно, необходимо пояснить, какие это карточки. Пусть не ассоциируются они в чьем-либо сознании с нашими карточками военного времени, очередями за хлебом в блокадном Ленинграде! Здесь нет ничего общего: кубинские карточки не устанавливают твердо ограниченных норм, они представ ляют собой нечто вроде заборной книги, призванной регулировать распределение поступивших товаров. Если того или иного товара в магазин поступило много — •соответственно повышается и норма, а то и вообще продажа идет без ограничения. Всегда можно без карточек, не дорого и достаточно обильно, перекусить в улич ном кафе. Но как бы то ни было, карточки на некоторые виды товаров есть, и добиться их ликвидации — одна из насущных забот республики. Мы слушали речь Фиделя Кастро 27 сентября на площади Революции, на митинге, посвященном столетию I Интернационала и четвертой годовщине коми тетов защиты революции на Кубе. Премьер-министр республики говорил о сель ском хозяйстве, о том, какую глубокую техническую отсталость получила рес публика в наследство от прошлого. Благо еще земля, согретая тропическим солн цем, всегда была на диво щедрой! Как сейчас помню переведенные мне тогда же слова Фиделя: «Если бы Европа хозяйствовала на земле такими же методами, ка кими доныне пользовалась Куба, она давно бы умерла с голоду». И еще — опыта не хватает, конечно. Помнится, приехали мы в одно из на родных имений — «гранха дель пуэбло», типа наших совхозов — в провинции Пинар дель Рио. Многое сделано для трудящихся в этом имении. Построены уют ные, современного стиля, двухэтажные жилища — правда, сделать это, естествен но, полегче, чем, скажем, у нас, в Сибири: стены — легкие, отопления — не надо, стекол в окнах — тоже. В хозяйстве применяется — и, говорят, с успехом — гид ропоника, в чистоте и порядке молочная ферма. Но руководители имения не всег да еще могут точно сказать, какая отрасль рентабельна, а какая нет, какова себе стоимость отдельных видов продукции — считать еще не научились... Это лишь некоторые, замеченные «по ходу действия», проблемы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2