Сибирские огни, 1965, № 002

Автор и на самом деле видит в науке детектив, а про физику прямо заявля­ ет, что она «увлекательна, как роман Конан Дойля». Автор далее сообщает: «У теоретиков почти все решает общий спор или, как говорят физики, — трёп». Я не знаю, действительно ли трёп является движущей силой физики, но вот при написании «раздерганных заметок» без трёпа, на мой взгляд, просто невоз­ можно обойтись. Собственно говоря, «новый жанр» и есть бесспорный трёп. Надо заметить, что один из важных законов этого жанра — выбор наиболее «модной» темы. Трепаться на старую, давно всем знакомую тему, гораздо слож нее и опаснее. Могут сказать — «Старо!», могут крикнуть — «С бородой!». В данном случае автор избрал тему новую и актуальную —• новосибирский Академгородок. Послушайте, какой трёп он разводит: «(Имена рек) перевелись сюда с четвертого курса Московского энергетиче ского института. Поговаривают о какой-то романтической истории, завершившей ся тяжелым ударом в челюсть. Победителю тут же предложили оставить инсти тут. В знак солидарности с другом ушел и (имя рек)». «Поговаривают», «Рассказывают», — какие необходимые источники для но вого жанра! В течение всего разговора с ученым я делал попытки завладеть книгой, но мне это не удавалось. Заметив мою настойчивость, собеседник сказал: — Вы еще можете заподозрить меня в мистификации. Пожалуйста — бери те. Можете проверять — цитаты подчеркнуты. Книга называется — «Да здрав ствуют Архимеды!». Автор — Тамара Платовская. Издана «Молодой гвардией» Жанр — «раздерганные заметки» провозглашен ею на 41-й странице. — Между прочим, «старик Даль», — продолжал ученый, — объясняя ело ва «дергать» и «раздергивать», упоминает еще одно их значение — «кривлять­ ся». «Раздерганные заметки» вполне соответствуют и этому определению. Вот образцы: «... я люблю новенькие квартиры Академгородка. Здесь много работают, сме­ ются и думают». И тут же: «... флибустьерская свобода, ощущение необычности и веселой борьбы А это так нужно ученым. Свобода! Свобода даже от квартиры и удобств». Чего хочет автор? Переселить ученых обратно во «времянки», где «негде повернуться», возоб новить химические реакции «в графине»? . Вряд ли автор всерьез хочет этого. Он просто тащит в книжку все, что ус­ лышит, не сортируя, не отделяя зерна от плевел. Поэтому книга напоминает пере­ населенную квартиру, где толкутся, задевая друг друга, правильные и вздорные мысли, слухи, цитаты, вымышленные имена и реальные фамилии. Это странно потому, что на 85-й странице утверждается: «Мало чему может научить людей несамостоятельно мыслящий писатель»... Провозгласив здравицу Архимедам, автор книги ждал, что в ответ грянет мощное «ура!». Вместо этого раздался дружный смех. Смеялись старые и молодые, знаме­ нитые и неизвестные, и особенно тот, о ком написано, что «юмор помогает ему избавиться от перпендикулярного взгляда на вещи...» Я внимательно прочитал книгу «Да здравствуют Архимеды!». Всю, от нача­ ла до конца, кроме страниц, вырванных «благодарным читателем». Что сказать? Во-первых, все цитаты оказались на месте. Критик не добавил от себя ни строки. Больше того — ряд цитат, которые подкрепляли его мысли, он не исполь­ зовал. Во-вторых... Во-вторых, я решил обратиться к другим аборигенам Академго­ родка — к людям, которые не были «травмированы характеристиками», не фи­ гурировали в книге, но хорошо знали положение дел. Не успел я об этом подумать, как передо мной оказалось письмо кандидата наук Г. Острого. Он, по его словам, «не брался писать рецензию, а хотел лишь по­ делиться мыслями» о книге «Да здравствуют Архимеды!». Г. Острый оказался человеком весьма мягким, вежливым и снисходитель­ ным. Он вначале делает комплименты автору, который «знает материал», владе­ ет «богатством красок и языка, образностью характеристик», является «талант­ ливой журналисткой». Покончив с этикетом, Г. Острый переходит к существу: «Я знаю почти всех героев книги Илатовской, вместе с ними несколько лет работал в Академгородке, но теперь и сам начинаю разуверяться в этом — уж очень непохожими оказались книжные герои на моих друзей...» Вот тебе — и «знает материал»! «...с каждой страницей образы ученых становятся все более «одинаковыми»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2