Сибирские огни, 1965, № 001
жерка» пар, сдвинутая в сторону солнца, с превышением одной пары над другой на сотни метров. Шли мы на высоте в среднем четырех тысяч метров и держали курс не точно на Крымскую, а преднамеренно отклонились намного в сторону на юг к морю. Мы углубились в территорию, контролируемую противни ком, придерживались переднего края. У нас был такой запас высоты, такой огромный обозреваемый простор, что никакие неожиданности нам были не страшны. Во-первых, потому, что мы прекрасно видели друг друга и каждый из нас смотрел за своим товарищем, а не за собой — это было важным пунктом нашей договоренности. А во-вторых, мы, про информированные «Тигром», знали, что вражеские самолеты встретим только над Крымской. На встрече с ним именно над Крымской мы и со средоточивали все свое внимание. Но как мы готовили себя к этой встрече? Совсем не так, как раньше. Прикинув расстояние от Новороссийска, над которым мы сейчас шли, до Крымской, я определил, что именно теперь нужно начать наше стре мительное снижение, чтобы через несколько минут, р момент наиболь шей скорости и на заданной высоте оказаться над Крымской. Т ак высо ту мы превращаем в скорость. Высота — скорость — маневр — огонь! Вот она — формула грозы, формула победы. В тот вылет я, конечно, еще не нашел такого четкого выражения словами нашей тактической формулы, но в мыслях, в действиях она уже полностью сложилась. Именно так, как предполагали, — молниеносно прочесали своей ше стеркой воздушное пространство и точно над Крымской увидели са молеты... Но это были наши «ЛАГи» той группы, которая вылетала перед нами. Проносясь над ними, крутившими устаревшую «карусель», я по думал, что появись тут пара «Мессершмиттов», как появились мы, они могли бы легко разделаться с «ЛАГами». Наша шестерка снова ушла на высоту. Внизу нам нечего было де лать. Да, мы выполняли задание по прикрытию наземных войск, и мы обязательно пробудем в заданном районе один час двадцать минут, как и те «ЛАГи». Но совершая движение маятника — пологое снижение с высоты и уход с набором ее после прохода района прикрытия,— дости гаем этого полетом на большой скорости. Наши коллеги, взаимно при крывающие свои собственные «хвосты», этого не имели. Оттого и далеко им до молниеносных ударов! Когда мы набрали достаточную высоту, я подал команду: «Разво рот на 180!» Опять идем со снижением на Крымскую. Всего пять минут отсутствовала наша группа в заданном районе. Но картину мы встрети ли здесь совсем уже иную: над Крымской появилось больше десятка «Мессершмиттов». Они пикировали на четверку «ЛАГов», продолжав ших кружиться на малой скорости. Теперь решающее слово было за на ми. Я бросился в атаку на ведущего вражеской группы. У меня был з а пас скорости. За нами было преимущество — высота. Нет, мы недаром корпели у своих схем и расчетов, не зря отраба тывали новые тактические приемы. Вражеский истребитель был рас стрелян внезапно, он вспыхнул, словно от удара грозы. Я на такой ско рости сблизился и атаковал его, что чуть не столкнулся с ним: дымом от него обдало мой самолет. Несколько сот метров мой истребитель шел ввысь, пока я пришел в себя от потери восприятия в момент перегрузки на выводе машины. Григорий Речкалов, ведущий самой верхней пары, тоже атаковал «Мессершмитта» и сбил его первыми очередями пушки и пулеметов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2