Сибирские огни, 1965, № 001
Кяхте и т . д., его статьи становятся ори гинальными, содержание их не лишено' интереса и для современного читателя. С появлением статей Словцова на сибир ские темы и вырисовывается основная линия творчества Словцова, которую правильно охарактеризовал Мирзоев: «В противовес историкам XVIII века, все внимание которых было устремлено на внешние события, Словцов предлагает перенести центр тяжести событий на внутренние, не столь заметные глазу, но гораздо более важные события (техниче ский прогресс, положение народных масс, промышленность, сельское хозяй ство и т. п.)». Эта линия продолжает развиваться Словцовым до последних лет жизни и находит наиболее яркое выражение в «Историческом обозрении Сибири». Следовательно, было бы пра вильнее рассматривать два периода твор чества Словцова: первый — ранний, принадлежащий историографии, харак терной для XVIII века, и второй, нося щий яркие приметы новой буржуазной историографии, насыщенной конкретны ми проблемами тогдашней современно сти. Резкую грань между ними, конеч но, провести нельзя, и в более поздних работах Словцова мы находим отголоски его прошлых взглядов (сравните хотя бы отрицательное суждение о завоевателях в статье «Тень Чингис-хана» (1822) и рассуждения на аналогичную тему в про поведи (1793), за которую он и попал в застенок Шешковского). Но деление творчества Словцова, исходя и з принци па «жизненных поворотов», на наш взгляд, не оправдано. Весьма спорным представляется ут верждение о роли Словцова «в начале восхода сибирской культуры». Вряд ли термин «сибирская культура» правоме рен сам по себе, когда речь идет о раз витии общерусской культуры на терри тории Зауралья. Кроме того, и до работ Словцова Тобольск, Иркутск, Красно ярск, Б арнаул и другие города являлись не только административными центра ми, но и крупными культурными очага ми. Достаточно вспомнить тобольских вольнодумцев конца XVIII века, дея тельность Г. Спасского, А. П. Степано ва, братьев Щукиных и т. д. Наконец, н ельзя забывать и о том, что с конца 1820-х годов в Сибири жили декабри сты, чей след в развитии культурной жизни Сибири неизмеримо велик по сравнению с ролью Словцова. Д а и сам Словцов всегда очень скромно оценивал свою роль в сибирской жизни. Преувели чение роли Словцова в развитии куль турной жизни Сибири, в пробуждении культурных и научных сил на востоке страны — тезис, которым в прошлом пристрастно пользовались отдельные исследователи творчества Словцова. Некритическое перенесение его в совре менную работу ничем не оправдано. Автор брошюры, упрекая Словцова в слабом знании этнографии Сибири, пи шет далее, что Словцов «восторженно одобряет сибирскую политику царизма» в отношении народов Сибири и стоит на «точке зрения европоцентризма, постро енного на противоположности Востока и Запада». Странный вывод! Сам Мирзоев пишет дальше: «Словцов выступает в качестве убежденного сторонника стро гого уважения обычаев и веры сибир ских народов, а также гуманного к ним отношения, в основе которого должен быть положен учет особенностей уровня их развития. Роль представителей рус ского народа в их взаимоотношениях с местными народами, по мнению истори ка, состоит прежде всего в «подаче сове та и наставления в житейском быту». Представители администрации теряют моральное право на повиновение, если они не выполняют роли носителей циви лизации. Словцов на этом основании вырабатывает свое отношение к восста ниям сибирских народов против гнета царских воевод: он не одобряет их «рез кого поведения», но «не может обвинить их». Словцов, пишет далее Мирзоев, «решительно выступает против отврати тельных форм рабства «инородцев», ко торое практиковалось в Сибири под фла гом обращения в христианство язычни ков». И, наконец, Мирзоев совершенно справедливо указывает: «Сибирским на родам, вместе с русским, Словцов отво дит в будущем место в общих усилиях по освоению огромного края... Для Словцо ва сибирские народы — это прежде все го «соотчичи»... Где же здесь «вос торженное одобрение политики цариз ма» Словцовым? Недостаточное знание конкретной, исторической обстановки порой подво дит автора брошюры. Упоминая, напри мер, о промышленнике М. Походяшине, Мирзоев называет его «некоим Макси мом Походяшиным». Ме?кду тем, это был один и з известнейших людей вто рой половины XVIII века. Его влияние простиралось от Москвы до Кяхты. Ком паньоны Походяшина А. Власьев и В. Ливенцов-Меныной строили метал лургические заводы в Сибири. Интере сен Походяшин и своими связями с Но виковым1. Наконец имеются сведения, что интерес Словцова к Походяшину был порожден не только его ролью в разви тии уральской и сибирской промышлен ности. По источникам 1750 года, М. По ходяшин владел фоминскими винокурен ными заводами. А по сведениям И. Я. Словцова, П. А. Словцов родился имен но в с. Фоминском. где его отец с авгу ста 1754 года был священником2. Все 1 См. Н. И. Павленко. История металлургии в России XVIII в. М., 1962. Е. П. Карпович. Заме чательные богатства частных лиц в России. СП, 1884. М. Н. Лонгинов. Новиков и московские мартинисты. М., 1867 и др. 2 «Тобольские губернские ведомости», 1893. № 14.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2