Сибирские огни, 1965, № 001

стье, и все всматриваются, не приближа­ ется ли оно «по этой пыльной, выбитой дороге», «по серой, выжженной дороге», «по этой длинной, к ак тесьма дороге». Смена рифмованных строф белыми сти­ хами, своеобразный, нелегкий, несколь­ ко замедленный ритм, выделение слова «дорога» в конец строки, повторение и чередование эпитетов перед ним («се­ рая», «пыльная», «выжженная») — все это подчеркивает настроение длительно­ го и тревожного ожидания, усиливает идейное звучание стихотворения. На­ дежды не сбылись, но ведь есть еще другие люди, другие семьи в домах: Пусть в каждый дом приходит,, только счастье по светлой, ясной солнечной дороге. В проникновенных и торжественных ■строчках стихотворения «Коммунист» поэт клянется вечно хранить в сердце образ отца, беспартийного коммуниста, в котором воплотились высокие понятия: партия и народ. Об отцах и дедах, о тяжелом и трудо­ вом прошлом алтайского народа Аржан Адаров отзывается с уважением и гор­ достью. Он, представитель молодого по­ коления, с радостью принимающий на­ ш у действительность, может и взгруст­ нуть, прощаясь со старым аулом, гото­ вым вот-вот рухнуть, — ведь и его «век недаром прожит». Тебя ли мне винить? В любые стужи, над низкой крышей воскурив дымок, людей исхолодавшиеся души ты грел как мог и радовал как мог. О чем бы ни писал Аржан Адаров, он ищет и находит самого себя. Он прост и ясен, правдив и безыскусен. Нет у него ни вычурностей, ни красивостей, ни лож­ ной многозначительности. В этом — си­ ла и обаяние его творчества. Все в нем истинно — и радостное ощущение жи з­ ни, и свежесть восприятия окружающе­ го мира, и тревожные раздумья о своем назначении, и высокие гражданские чув­ ства. В нем все, может быть, хорошо известно, и все-таки все — словно у з­ нанное впервые. На родные пейзажи, на тружеников А л тая, на весь белый свет смотрит и заставляет читателя смотреть тем прямым и зорким взгля­ дом, каким он видит картины алтайско­ го художника Г. И. Гуркина: «все точно узнавая и в то ж е время словно в пер­ вый раз». Истоки поэзии А рж ана Адарова — в жизни и в устно-поэтическом наследии алтайцев и, разумеется, в жизни и твор­ честве русского народа. Русская класси­ ческая и современная литература знако­ ма Аржану Адарову с детских лет. Сын чабана и сам чабан, он был направлен на учебу в Литературный институт име­ ни Горького и вернулся на родину, обо­ гащенный знаниями и опытом, с новыми творческими силами. Гляжу на мир мудрее, глубже, шире, богатства сердца бережно коплю. Отцовский край, что всех дороже в мире, как прежде — и по-новому! — люблю! В отцовском краю, как и повсюду «на земном просторе»,— не одни цветы и синева — «есть борьба, тревоги, слезы, горе, гневные и горькие слова». И сти­ хотворение «Дочке» звучит как обеща­ ние участвовать в схватке противоборст­ вующих социальных сил и отвечать за все, происходящее на земле. Я — отец. За жизнь в ответе дважды. Я стоять не вправе в стороне. Поэтический голос А ржана Адарова Мужает и набирает силу. Большинство его стихотворений, лучшие из них та­ лантливо переведены на русский язык И. Фоняковым. Хочется надеяться, что их плодотворное содружество продол­ жится, что поэзия А рж ана Адарова с годами будет становиться многограннее И З р е л е е . Б. Т а т а р и н ц е в „А УСПОКАИВАТЬ,— НЕТ, НЕ НАДО!“ Л итературная деятельность Людми­ лы Татьяничевой длится уже не одно десятилетие. «Время теплых дож­ дей» — ее новая книга1. Л. Татьяниче- ва — поэтесса очень устойчивая. Эта ее устойчивость касается и тематики и средств выражения. И в этом сборнике сохраняется верность Уралу и Магнито­ горску, где прошли многие годы ее жи з­ ни. Верность не количественная, а каче­ ственная. Например, стихотворение «Магнитогорские пальмы» — одно из лучших в сборнике. Беспокойство, стремление к совершенству свойственно ей на протяжении многих лет творчест­ ва. ...Лишь тем и живу, что стремлюсь непременно к мастерству, к мастерству. Это отнюдь не только декларация. Трудно привести стихотворение сборни­ ка (даже из числа слабых), где не чув­ ствовался бы высокий профессиональ­ ный уровень поэтессы. Ее стихи, как 1 Л. Татьяничева. Время теплых дождей. Сти­ хи. М., Советский писатель, 1963.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2