Сибирские огни, 1965, № 001
именно этого произведения. К сож але нию, мы тут без труда видим сущест венные и характерны е отнюдь не для одного этого романа недостатки и про махи. Критик В. Найдаков, разбирая пер вую книгу романа, главный недостаток увидел именно в его композиции. С его суждением и в целом и в частностях здесь нельзя не согласиться. Критик считает, что все линии романа интересны сами по себе, значительны, но они развиваются независимо друг от друга, представляя собою как бы три струи в одном русле. Если первая и вто рая линии еще имеют некоторые точки соприкосновения, слабо-намечающие их взаимосвязанность, то линия Галсана, те ма революционной борьбы является ф ак тически самостоятельным произведени ем, вставной повестью. Эта характеристика в значительной степени может быть отнесена и ко вто рой книге романа. Композиционная и сю- жеткая связь между тремя основными ли ниями и в новой книге осуществлена весь ма слабо, а часто ее просто нет. Сюжет ные переходы, композиционная связка отдельных частей и глав осуществляются весьма элементарно, наивно, механиче ски. Мы писали о неразработанности пей зажа, об элементарности его функций в повести Ц. Дона «Луна в затмении». К сожалению, и это еще встречается в бу рятской прозе. Как и в повести Ц. Дона, пейзаж в повести Ш.-С. Бадлуева «Сча стья тебе, Сыдылма» в основном играет роль зачина, «запева» глав и подглавок или только информирует о месте, време ни действия, о погоде. Вот самое начало повести: «На той стороне Байкала, где кончает ся дремучая тайга и начинается бескрай няя степь, рядами сидят сопки, сидят как мудрецы. Их склоны покрыты лоскутами смешанного леса. Чуть ослабнут треску чие морозы, и, словно по трубам, потечет по распадкам, загудит северный ветер. В падях и долах станет знойно и сумрачно. Днем иногда, сквозь снежные вихри, роб ко улыбнется солнце, обрадуется, будто обогреет. Но вечером мороз вновь поет, точно железо под ударами молота, и от этих ударов, каж ется, вздрагивают, ис пуганно разбегаются по небосклону звез ды. В один из вечеров над мудрыми соп ками, что делят тайгу и степь, покажется гордый м есяц ., Это начало февраля, это Белый ме сяц!..» и т. д. В отличие от Ц. Дона, Ш.-С. Бадлуев стремится наделять пейзажи еще одной функцией — функцией эпиграфа, но эпи графы эти очень уж прямолинейны, на вязчивы и потому совсем непоэтичны. На пример, подглавка, в которой отношения между героями ещ е неопределенные, неясные, и пейзажем начинается неопре деленным: «Несколько дней погода стоя ла неровная: то солнце проглянет, то сне гопад начнется, то хиус вдруг подни мет метель». Четвертая глава открывается так: «Б у раны в конце концов утихают. Холодную зиму сменяет радостная весна. Какой бы ни разразился ливень, но жаркий луч солнца найдет прорешку между бесную щихся облаков...» Прочитав это, мы уже ожидаем, что вот сейчас и бури, буше вавшие между героями, тоже притихнут, и в их отношениях холодную зиму сменит радостная весна, хотя не все еще будет до конца хорошо... Так оно и есть! Последняя глава начинается опять пей зажем-эпиграфом: «Всего одну ночь над Байкалом бушевала снежная буря. Над горами и сопками, что делили тайгу и степь и прикрывали падь Залатай, клу бились серые тучи. К утру неожиданно стихло, нежно-розовым окрасилось небо и поднялось доброе, веселое солнце...». И в отношениях между героями тоже все «стихло», и именно «неожиданно»: герои ня собиралась замуж за одного, а вышла, к удивлению односельчан, за другого. Над ними, естественно, поднялось доброе., веселое солнце семейного счастья... Кстати, мы опять видим, что, как и у Ц. Дона, пейзажи здесь неразработан ные, недетализированные, так сказать, «крупноблочные». Байкал, тайга, степь, сопки, лес, ветер, небо, солнце, звезды, месяц... Байкал, буря, горы, сопки, тайга, степь, тучи, небо, солнце и т. д. и т. п. Современность—мера зрелости литературы Один из самых серьезных и верных по казателей зрелости реалистической лите ратуры — свободное владение темой сов ременности. Вот шесть книжек «Байкала» за про шлый год. В них из бурятской и русской прозы опубликовано два романа, четыре повести, семь рассказов — всего три надцать прозаических произведений. Оба романа посвящены прошлому. Из пове стей две — о прошлом и две — о совре менности, но одна из последних двух— пародийная повесть И. Лазутина, а вто рая — неудачная повесть Ц. Галанова «Живет человек». Из рассказов два по священы прошлому и пять — современ ности — таков годовой итог работы жур нала над темой современности. Как ви дим, положение не спасает даже совокуп ный подсчет русской прозы вместе с бу рятской. Это достаточный повод для раз думий. В такой обстановке вызывают серьез ную озабоченность некоторые высказыва ния в критических статьях «Байкала», которые в лучшем случае никак не содей ствуют укреплению и развитию современ ной темы, а в худшем — направлены в конечном счете на оправдание существу ющего положения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2