Сибирские огни, 1965, № 001
Реализм — это, во-первых, правда психологическая... Следование действительно лучшим •образцам социалистического реализму •совершенно немыслимо без психологи ческой глубины и тонкости, убедитель ности и достоверности в творчестве. Это не всегда мы видели в повести Ц. Дона, и об этом ничего не говорилось в ее р аз боре журналом «Б айкал». А ведь такое печальное обстоятельство, к сожалению, гораздо чаще, чем хотелось бы, встре чается в произведениях бурятской про зы, в частности в последних произведе ниях, опубликованных «Байкалом». К числу таких произведений относит- -ся рассказ М. Жигжитова «В Больших Черемшанах». В нем есть лишь сюжет, -ситуация, но совершенно отсутствуют характеры, нет психологического обосно вания поступков главного героя, в кото ром Уумирает трус». Или возьмем повесть Ц. Галанова «Живет человек» и рассказ Ц. Шагжи- на «Летним вечером». Какая тут сумя тица, неразбериха и произвол в мыслях, чувствах и самых решающих поступках главных героев! Когда шагжинский ге рой Батор по энергичному настоянию Кати пришел к ее тетке, Объявил о их любви, о намерении уехать в город, что бы учиться и работать, тетка и ее гости над парнем надсмеялись. Конечно, это должно было оскорбить парня, озлобить против тетки и ее гостей. Но ведь Катя- то не смеется над ним, она любит его, готова идти с ним куда угодно. И тем не менее Батора охватывает злость не только на тетку, но и на Катю. Он от толкнул ее и бросился вон. Катя кину лась за ним, что-то кричала, но он не слушал. Далее необъяснимая нелепость его поведения еще более разрастается. Батор решает: «Я Кате не пара, а для тетки я самый обыкновенный батрак». Во-первых, причем здесь тетка, тем бо лее, что влюбленные намерены уехать от нее подальше? Во-вторых, почему К а тя не пара, если она его любит, если, н а конец, у своей тетки она по существу такая же батрачка, как Батор? Ни один из этих простейших доводов почему-то не приходит парню на ум. Вместо р аз мышлений он пошел и напился. Чем все это кончилось, мы помним. Таким об разом, поступок, во многом определив ший всю жизнь героя, совершенно пси хологически не мотивирован, не обосно ван. В повести Ц. Галанова «Живет чело век» вокруг главного героя старика Сандана нагнетена атмосфера такого бездушия, враждебности и подозритель ности, что он не видит возможности оправдаться в страшном обвинении и решается на самоубийство. В этом есть своя логика — если не жизненная;' то хотя бы сюжетная. Но что происходит дальше? С ружьем в руках Сандан ухо дит в лес. Там, как говорится, «для бодрости» он единым духом выпивает бутылку водки. Д ля некоторых бурят ских писателей это непременное прави ло, обязательная «традиция» — в слож ной и трудной ситуации, при соверше нии важных поступков персонаж д о л жен быть пьян. Уж не от Ц. Дона ли ве дется эта традиция? Ведь его Радна шел выполнять задание кулаков пьяным. «Традиция» эта очень удобна: в пьяном состоянии все возможно, пьяному море по колено, и потому это избавляет от необходимости психологического обосно вания его поступков. Итак, водка выпита, решимости при бавилось. «Ствол руж ья тупо уперся в грудь, против сердца. Сандан наклонил ся, протянул руку к спусковому крюч ку...» Но вдруг над головой что-то зашу мело, Сандан глянул вверх и увидел, что сокол «черной молнией» настигает жаво ронка. Сандан вскидывает ружье, палит, и сокол падает... На лету старик Сража ет «черную молнию» после бутылки вы питой водки! Тут он вспоминает (значит, знал да з а был. Что с него взять — пьян же!), что в ружье всего один патрон... А тут еще внезапно появляются какие-то добрые ве селые люди... И от мысли о само убийстве уже ничего не остается. В душе старика Сандана происходит благодатный оптимистический перелом... Ну, серьезно ли это? Достойно ли это произведения, называющегося реалистическим? Однако здесь все-таки видна попытка, пусть с помощью случайных и искусст венных обстоятельств (сокол, один пат рон, забывчивость, появление людей), хоть как-то обосновать поведение персо нажа. А. Ж амбалдоржиев в рассказе «И снова ясно» не озабочен и этим. Его ге роиня буфетчица Зина любит шофера Доржи. Любовь эта не раскрыта, не по казана, а лишь провозглашена, заявлена. Но вот девушка увлекается штурманом Петей. Это увлечение, наоборот, именно раскрыто и довольно обстоятельно, в не го веришь. Через два дня штурман ул е тел, и кончается рассказ так: «Вечером, когда Зина ехала (с работы) вместе с Доржи в душной кабине бензовоза, напол ненной запахом бензина, она снова пере живала события последних двух дней. «Что это было? — спросила себя Зина. —Неужели это пролетело мимо твое счастье?» И тут же подумала: «Нет, не там твое счастье». И тепло взглянула на Доржи...». Вот и все «обоснование», вот и вся «мотивировка»: подумала — и де лу конец, сказала «Нет, не там» — и из вольте этому верить. Чтобы избежать мотивированного пси хологического обоснования душевных движений и поступков своих персона жей, некоторые бурятские писатели не редко прибегают к такому средству, как различного рода общения (чаще всего 12. «Сибирские огни» N1 1,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2