Сибирские огни, 1965, № 001

отчаяния, злобы, горечи охватил меня. Я кричал, топал ногами, обзывал ее ме­ щанкой, говорил, что её не возьмут в новую жизнь, не нужна она там та­ кая...» Все совершенно нелепо и несправед­ ливо! Это он мещанин и хлюпик, а не она. К тому же еще он труслив, истери­ чен и неумен. Катя, естественно, после всего этого уходит, а он, мужчина, да­ же и не задумывается, что же теперь с ней будет, куда она пойдет, ведь с тет­ кой все порвано... Рассказ кончается тем, что много лет спустя Батор желает попросить у Кати прощения. Человек этот не вызывает ни симпатии, ни со­ чувствия, ни желания ещ е раз с ним встретиться. В другом рассказе Ц. Шагжина «Од­ на рубаха на двоих» речь идет о труд­ ной студенческой жизни, о бескорыст­ ной дружбе бурятского и русского юно­ шей. Тут перед нами живые, запомина­ ющиеся характеры. Но старания авто­ ра направлены в основном на раскрытие образа русского юноши. Именно он глав­ ный герой, именно он, как и Катя, че­ ловек цельный, деятельный, смелый, по­ зиция же бурятского юноши несколько созерцательна, он находится под влия­ нием своего русского друга, он за ним во всем следует. Что же, это не досужий вымысел пи­ сателя. Такая расстановка героев имеет известное жизненное обоснование. Но, вполне признавая ее правомерной и по­ лагая, что здесь убедительно решается тема русско-бурятской дружбы , нельзя опять-таки не высказать сожаления: се­ годня на страницах «Б айкала» образы бурят не рисуются столь же деятельны­ ми и целеустремленными, как этот рус­ ский студент или Катя. Не следует забывать и о том, что об­ р азов таких русских девушек и юношей уже немало в русской литературе. От бурятского же писателя мы вправе ж д ать и требовать глубокого художест­ венного воплощения кровно родных ему бурятских характеров. Такие образы, как Катя или русский студент, или образы, нацеленные толь­ ко некоторыми из названных здесь черт, характерных для героя нашей жиз­ ни, появляются в «Б айкале», как пра­ вило, лишь мельком, изредка, в не­ больших рассказах. Вот эпизодические образы председа­ теля колхоза Балыкина и старика Баа- дая из повести Ширад-Сэнгэ Бадлуева ^Счастья тебе, Садылма». Это люди стойкие, мужественные, энергичные, они всегда в заботах о других, их думы и дела — для общего блага. Вот молодой парень из небольшого поэтического рассказа М. Жагжитова «Преступление в тайге». Чувство ответ­ ственности за жизнь, чувство граждан­ ской активности находят у него выраже­ ние пусть в грубом и резком , но спра­ ведливом поступке: он бьет по лицу охотника, бессмысленно и злобно убив­ шего красавца-лося. Вот старик из остроумного, живо, в юмористическом тоне написанного рассказа Чимита Цы- дендамбаева «Чуткий сон». Старик, накопив денег, мечтает раз­ делить их между внуком и внучкой. Внучка весьма равнодушна к этому, а пижонистый внук Коля, явно обладаю­ щий задатками тунеядца, с нетерпением ждет денег, намереваясь потратить их нерасчетливо и глупо. Дед случайно узнает об этом и находит в себе силы преодолеть родственную привязанность. Он поступает как гражданин: отдает деньги не внуку, а на строительство библиотеки. Еще более удачен и остроумен рас­ сказ Ч. Цыдендамбаева «Суровый урок». В нем описан чинуша, распекаю­ щий своего шофера. Дело происходит на полевом стане, на людях, у потухающе­ го костра. Чинуша распекает безответ­ ного шофера, и всем неловко из-за его чванства, самовлюбленности, глупо­ сти. И вот некая младенческая душа, устами которой и на этот раз глаголет истина, не выдерживает и говорит: «Дя­ денька, вы почему ругаете Гунчаржап- бабая? Вот дедушка Ленин никогда не ругал своего шофера. В этой книжке про него написано». И девочка показы­ вает книгу С. К. Гиля «Шесть лет с В. И. Лениным». Книгу начинают чи­ тать вслух, и это превращается в бес­ пощадный суд над сидящим здесь же чинодралом, в безжалостное осмеяние его... Отличный рассказ! Несмотря на несколько названных здесь удачных образов, проблема поло­ жительного героя, как мы видим, чрез­ вычайно остро стоит перед бурятской прозой в журнале «Байкал». Думается, редакция не до конца это осознает и потому не все делает, чтобы поощрить своих авторов для работы в нужном на­ правлении. Это проявилось, например, в присуждении премии журнала за луч­ ший рассказ в 1963 году. Премия при­ суждена М. Жигжитову, но не за рас­ сказ «Преступление в тайге», бесспор­ но, лучший его рассказ, а за рассказ «В Больших Черемшанах» («В нем уми­ рает трус»), где перед нами снова мя­ тущийся «человек на распутье», или, точнее говоря, человек, только-только выбирающийся на верную дорогу. Вот почему мы настаиваем на том, что при критическом разборе повести Ц. Дона «Луна в затмении» следовало не только восхищаться смелым для того времени выбором главного героя «мяту­ щегося середняка», но и обратить самое настоятельное внимание на отсутствие в повести героев, твердо стоящих на но­ гах. Именно создание таких героев и бу­ дет следованием «лучшим образцам со­ циалистического реализма».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2