Сибирские огни, 1965, № 001
отчаяния, злобы, горечи охватил меня. Я кричал, топал ногами, обзывал ее ме щанкой, говорил, что её не возьмут в новую жизнь, не нужна она там та кая...» Все совершенно нелепо и несправед ливо! Это он мещанин и хлюпик, а не она. К тому же еще он труслив, истери чен и неумен. Катя, естественно, после всего этого уходит, а он, мужчина, да же и не задумывается, что же теперь с ней будет, куда она пойдет, ведь с тет кой все порвано... Рассказ кончается тем, что много лет спустя Батор желает попросить у Кати прощения. Человек этот не вызывает ни симпатии, ни со чувствия, ни желания ещ е раз с ним встретиться. В другом рассказе Ц. Шагжина «Од на рубаха на двоих» речь идет о труд ной студенческой жизни, о бескорыст ной дружбе бурятского и русского юно шей. Тут перед нами живые, запомина ющиеся характеры. Но старания авто ра направлены в основном на раскрытие образа русского юноши. Именно он глав ный герой, именно он, как и Катя, че ловек цельный, деятельный, смелый, по зиция же бурятского юноши несколько созерцательна, он находится под влия нием своего русского друга, он за ним во всем следует. Что же, это не досужий вымысел пи сателя. Такая расстановка героев имеет известное жизненное обоснование. Но, вполне признавая ее правомерной и по лагая, что здесь убедительно решается тема русско-бурятской дружбы , нельзя опять-таки не высказать сожаления: се годня на страницах «Б айкала» образы бурят не рисуются столь же деятельны ми и целеустремленными, как этот рус ский студент или Катя. Не следует забывать и о том, что об р азов таких русских девушек и юношей уже немало в русской литературе. От бурятского же писателя мы вправе ж д ать и требовать глубокого художест венного воплощения кровно родных ему бурятских характеров. Такие образы, как Катя или русский студент, или образы, нацеленные толь ко некоторыми из названных здесь черт, характерных для героя нашей жиз ни, появляются в «Б айкале», как пра вило, лишь мельком, изредка, в не больших рассказах. Вот эпизодические образы председа теля колхоза Балыкина и старика Баа- дая из повести Ширад-Сэнгэ Бадлуева ^Счастья тебе, Садылма». Это люди стойкие, мужественные, энергичные, они всегда в заботах о других, их думы и дела — для общего блага. Вот молодой парень из небольшого поэтического рассказа М. Жагжитова «Преступление в тайге». Чувство ответ ственности за жизнь, чувство граждан ской активности находят у него выраже ние пусть в грубом и резком , но спра ведливом поступке: он бьет по лицу охотника, бессмысленно и злобно убив шего красавца-лося. Вот старик из остроумного, живо, в юмористическом тоне написанного рассказа Чимита Цы- дендамбаева «Чуткий сон». Старик, накопив денег, мечтает раз делить их между внуком и внучкой. Внучка весьма равнодушна к этому, а пижонистый внук Коля, явно обладаю щий задатками тунеядца, с нетерпением ждет денег, намереваясь потратить их нерасчетливо и глупо. Дед случайно узнает об этом и находит в себе силы преодолеть родственную привязанность. Он поступает как гражданин: отдает деньги не внуку, а на строительство библиотеки. Еще более удачен и остроумен рас сказ Ч. Цыдендамбаева «Суровый урок». В нем описан чинуша, распекаю щий своего шофера. Дело происходит на полевом стане, на людях, у потухающе го костра. Чинуша распекает безответ ного шофера, и всем неловко из-за его чванства, самовлюбленности, глупо сти. И вот некая младенческая душа, устами которой и на этот раз глаголет истина, не выдерживает и говорит: «Дя денька, вы почему ругаете Гунчаржап- бабая? Вот дедушка Ленин никогда не ругал своего шофера. В этой книжке про него написано». И девочка показы вает книгу С. К. Гиля «Шесть лет с В. И. Лениным». Книгу начинают чи тать вслух, и это превращается в бес пощадный суд над сидящим здесь же чинодралом, в безжалостное осмеяние его... Отличный рассказ! Несмотря на несколько названных здесь удачных образов, проблема поло жительного героя, как мы видим, чрез вычайно остро стоит перед бурятской прозой в журнале «Байкал». Думается, редакция не до конца это осознает и потому не все делает, чтобы поощрить своих авторов для работы в нужном на правлении. Это проявилось, например, в присуждении премии журнала за луч ший рассказ в 1963 году. Премия при суждена М. Жигжитову, но не за рас сказ «Преступление в тайге», бесспор но, лучший его рассказ, а за рассказ «В Больших Черемшанах» («В нем уми рает трус»), где перед нами снова мя тущийся «человек на распутье», или, точнее говоря, человек, только-только выбирающийся на верную дорогу. Вот почему мы настаиваем на том, что при критическом разборе повести Ц. Дона «Луна в затмении» следовало не только восхищаться смелым для того времени выбором главного героя «мяту щегося середняка», но и обратить самое настоятельное внимание на отсутствие в повести героев, твердо стоящих на но гах. Именно создание таких героев и бу дет следованием «лучшим образцам со циалистического реализма».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2