Сибирские огни, 1965, № 001
как он тотчас не только обижается, что было бы еще понятно, но и твердо ре шает, будто она его обманывает, невер на ему. Он не слушает никаких оправ даний, порывает с- ней и даже думает о мести, которую вскоре и осуществляет. Не все достаточно убедительно, пси хологически мотивировано и в поведе нии главного героя Радны. Когда, окле ветанный и выгнанный из коммуны, он подается к кулакам и даже соглашается выполнить их задание — поджечь об щественное сено — в это веришь: уж очень несправедливо и обидно обошлись с Радной! Но вот раскаяние Радны, по пытка спасти председателя Аюша, кото рого кулаки решили убить и все-таки убили, наконец, выдача кулаков — это все приходится воспринимать главным образом как результат того обстоятель ства, что Радна — середняк, труженик, местный человек, а не как результат конкретных сюжетно - психологических обстоятельств. Более того, некоторые из этих обстоятельств, казалось бы, тол кали героя на совершенно противопо ложные поступки. Например, идя под жигать сено, Радна был довольно силь но пьян («голова у него кружилась, в глазах стоял туман...»), что, конечно, способствовало совершению преступле ния. Но вот он увидел сено, вспомнил, что сам метал стога, и — «решитель ность мгновенно (I) сменилась растерян ностью...» Подобная «мгновенность» не принадлежит к числу завоеваний реа лизма. Некоторые элементы устно-поэтиче ских традиций механически перенесены в текст прозы. Ни о чем другом, как только об этом, свидетельствуют и вне запность, с которой любовное чувство охватывает героев, декларированность его, а не живое раскрытие и выражение; и преувеличенная эмоциональность или, лучше сказать, чувствительность героев в любви; их пристрастие к возвышенной романтической ф р азе и позе... «Наивная прямолинейность» сказыва ется у Ц. Дона и в пейзажах. Они не несут у него сколько-нибудь сложную идейно-художественную функцию, а вы полняют, как правило, роль зачина, «за пева» главы и простейшего информато ра о времени, месте действия и о погоде. З а редчайшим исключением все главы и подглавки повести начинаются пейза жем. Вот некоторые из них. «Под холодным дыханием зимнего утра дым из труб хужартайских домов стлался по самой-, земле. Далеко, разда вался скрип проезжавших саней». То есть нам сообщается, что дело происхо дит зимой утром, в селении Хужартай. «На просторном широком лугу стелет ся пряный аромат высоко поднявшегося разнотравья. Густая пыль стоит стол бом. кружится в воздухе, садится на за горелые лица косарей...» Мы узнаем: настало лето, стоит жаркий полдень. «Тихая летняя ночь. Уснули степи, погрузились во мрак горы, и лишь звон кий ручей, петляя между густыми за рослями кустарника, колотит быстрой струей о прибрежные камни...» и т. д. Пейзажи, как видим, не очень-то вы разительны. Это, конечно, говорит'само за себя. Но, пожалуй, больше дает пи щи для размышлений не бедность пей зажей, как таковая, а их однообразие, ибо оно состоит в использовании лишь наиболее крупных или бросающихся в глаза «деталей» внешнего мира, приро ды: земли, неба, солнца, луны, звезд, туч, птиц, гор, рек, лесов... Здесь можно привести немало приме ров, но и сказано достаточно, чтобы убе диться, что повесть «Луна в затмении», занимающая почетное место в истории бурятской литературы и имеющая бес спорные достоинства, все-таки не явля ется художественно - непогрешимым об разцом зрелого реалистического письма, которому можно лишь подражать. Бу рятская литература в своих лучших се годняшних произведениях шагнула го раздо дальше, чем эта интересная для своего времени повесть. Ориентировать ся на нее и сейчас, это значит смотреть назад, а не вперед. Герой-страдалец и герой-борец Могут сказать: подумаешь, велика бе да: в чем-то перехвалили повесть, напи санную более тридцати лет назад! Какая в этом опасность для сегодняшней бу рятской литературы? Рассуждать так было бы неверно по двум причинам. Во-первых, историю ли тературы , как и всякую историю, не сле дует ни улучшать, ни ухудшать. Во-вто рых, и это в данном случае главное, — чрезмерное восхваление повести «Луна в затмении» действительно несет в себе известную опасность для сегодняшней и даже завтрашней бурятской литературы, в то время как трезвый ее анализ мог бы иметь определенное положительное значение. Мы далеки от мысли, что, вняв этим похвалам, все бурятские писатели тот час начнут писать, как Ц. Дон, повторяя все его промахи. Дело не в этом, хотя безудержные похвалы действительно могут кого-то сбить с толку, особенно из молодых. Дело главным образом в том, что некоторые из тех недостатков, промахов и просчетов, которые мы ви дим в повести, нередко свойственны и сейчас произведениям бурятской прозы. Взять вопрос о герое. Журнал «Бай кал» лишь восторгается по поводу выбо ра главным героем человека, «раздира емого противоречиями» в повести Ц. До на, и расценивает этот факт как следо вание «лучшим образам литературы со циалистического реализма».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2