Сибирские огни, 1965, № 001
автор не побоялся взять главным героем «мятущегося середняка», сбитого с тол ку, оклеветанного кулаками и подкулач никами. мучительно вырабатывающего новое сознание; и в том, что повесть «проникнута светлым гуманистическим отношением к человеку», хотя в данном случае человек запутался и едва не со вершил преступление против честных тружеников; и в том, наконец, что по весть противостояла «засилию в то вре мя ложно понимаемых фольклорных традиций». Все это так. Но в оценке журналом повести нельзя не заметить и некоторых противоречий. Она справедливо назва на одним из первых образцов реалисти ческого письма на бурятском языке, но, с другой стороны, налицо стремление представить произведение едва ли не лучшим и высшим, едва ли не самым зрелым и законченным образцом реализ ма в бурятской литературе. В статье то и дело мелькает: «Чутье большого ху дожника подсказало...», «Ц. Дон с боль шой художественной силой показал...», «Писатель изумительной концовкой по казывает...», «Это произведение, кото рое заслуживает, чтобы оно вошло в со кровищницу нашей литературы ...» Вы ходит так. что повесть выдвигается как некий эталон, идеальный образец, и со временным бурятским писателям ничего не остается, как только неукоснительно следовать этому образцу. Словом, перед нами факт из числа до статочно хорошо знакомых по литера турной жизни последних лет в других республиках. В частности, подобные ф акты имели место в русской литератур ной жизни, когда некоторые товарищи, исходя из того, что И. Бабель, напри мер, был полностью граждански реаби литирован, ревностно отводили все кри тические упреки от его творчества и вы двигали его произведения в качестве вершинных достижений советской лите ратуры . Потребовались немалые уси лия литературной общественности, что бы все поставить на свои места, чтобы творчество И Бабеля и других талант ливых писателей, в свое время неспра ведливо репрессированных, предстало в объективном свете К сожалению, товарищи из журнала «Байкал» не сумели этот недавний опыт русской литературной жизни применить к своим конкретным обстоятельствам — к оценке творчества Ц. Дона и его повести «Луна в затмении». Желание как-то компенсировать многолетнее мол чание критики о Ц. Доне, конечно, мож но понять Но все-таки истина дороже всего. Все-таки совершенно очевидно, что один из первых образцов реализма, каким была повесть «Луна в затмении», отнюдь не совершенный образец. Да. для своего времени эта повесть являлась новаторским произведением и сы грала важную роль. Ее реализм со стоял не только в жизненно достовер» ном изображении крестьянина - серед няка, не только в известном преодоле нии внешне понимаемых фольклорных традиций, но, между прочим, и в том, что она была посвящена не историче ской теме, не прошлому, а самой живой и горячей современности, ибо свободное владение современной темой, современ ным материалом — одно из важных сви детельств зрелости реализма той или иной литературы . Однако реализм Ц. Дона был все-таки непоследователь ным. В чем конкретно это нашло выраже ние? В статье «Байкала» говорится: «На ивной прямолинейности в решении худо жественных проблем, когда литератур ные герои должны были быть или сто процентно положительными или сто процентными же негодяями, Ц. Дон, сле дуя лучшим образцам литературы социа листического реализма, противопоставил образ героя удивительно земного, уди вительно знакомого, раздираемого про тиворечиями». Во-первых, сказано это- так, словно «герой, раздираемый про тиворечиями», и есть главный герой ли тературы социалистического реализма,, главное ее достижение. Но дело обстоит совсем иначе. Конечно, литература со циалистического реализма умеет досто верно показать героя, «раздираемого противоречиями», но ее главный герой, ее высшее достижение, свидетельство ее подлинной зрелости — герой внут ренне цельный, активный, неколебимо стоящий на позициях народа и партии. Высшее идейно-эстетическое достиже ние, например, «Поднятой целины» Шо лохова. первая книга которой была на писана тогда же, что и повесть Ц. До на, не образы «мятущихся середняков», хотя и они написаны с великолепной ре- алистической силой, а образы таких це леустремленных бойцов, как Давыдов, Майданников и другие, на чьи плечи было возложено партией трудное дело коллективизации. В повести же Ц. До на, посвященной тоже коллективизации, таких образов нет, и это первое и одно- из наиболее существенных свидетельств неполноты той картины жизни, которую она рисует, неполноты ее реализма. Во-вторых, художническая «наивна» прямолинейность», то есть все та же не зрелость реализма, может проявляться многообразно, а не только в делении ге роев на стопроцентных ангелов и сто процентных негодяев. Прямолинейность проявляется, например, и в неумении психологически убедительно мотивиро вать поступки персонажей. Так, в пове сти «Луна в затмении» совершенно не убедительным выглядит рагфыв, на ко торый неожиданно идет Базар с Янжи- мой, которую он пламенно любит. Лишь стоило девушке не показать Б азару письмо, полученное из города»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2