Сибирские огни, 1965, № 001

автор не побоялся взять главным героем «мятущегося середняка», сбитого с тол­ ку, оклеветанного кулаками и подкулач­ никами. мучительно вырабатывающего новое сознание; и в том, что повесть «проникнута светлым гуманистическим отношением к человеку», хотя в данном случае человек запутался и едва не со­ вершил преступление против честных тружеников; и в том, наконец, что по­ весть противостояла «засилию в то вре­ мя ложно понимаемых фольклорных традиций». Все это так. Но в оценке журналом повести нельзя не заметить и некоторых противоречий. Она справедливо назва­ на одним из первых образцов реалисти­ ческого письма на бурятском языке, но, с другой стороны, налицо стремление представить произведение едва ли не лучшим и высшим, едва ли не самым зрелым и законченным образцом реализ­ ма в бурятской литературе. В статье то и дело мелькает: «Чутье большого ху­ дожника подсказало...», «Ц. Дон с боль­ шой художественной силой показал...», «Писатель изумительной концовкой по­ казывает...», «Это произведение, кото­ рое заслуживает, чтобы оно вошло в со­ кровищницу нашей литературы ...» Вы­ ходит так. что повесть выдвигается как некий эталон, идеальный образец, и со­ временным бурятским писателям ничего не остается, как только неукоснительно следовать этому образцу. Словом, перед нами факт из числа до­ статочно хорошо знакомых по литера­ турной жизни последних лет в других республиках. В частности, подобные ф акты имели место в русской литератур­ ной жизни, когда некоторые товарищи, исходя из того, что И. Бабель, напри­ мер, был полностью граждански реаби­ литирован, ревностно отводили все кри­ тические упреки от его творчества и вы­ двигали его произведения в качестве вершинных достижений советской лите­ ратуры . Потребовались немалые уси­ лия литературной общественности, что­ бы все поставить на свои места, чтобы творчество И Бабеля и других талант­ ливых писателей, в свое время неспра­ ведливо репрессированных, предстало в объективном свете К сожалению, товарищи из журнала «Байкал» не сумели этот недавний опыт русской литературной жизни применить к своим конкретным обстоятельствам — к оценке творчества Ц. Дона и его повести «Луна в затмении». Желание как-то компенсировать многолетнее мол­ чание критики о Ц. Доне, конечно, мож­ но понять Но все-таки истина дороже всего. Все-таки совершенно очевидно, что один из первых образцов реализма, каким была повесть «Луна в затмении», отнюдь не совершенный образец. Да. для своего времени эта повесть являлась новаторским произведением и сы грала важную роль. Ее реализм со­ стоял не только в жизненно достовер» ном изображении крестьянина - серед­ няка, не только в известном преодоле­ нии внешне понимаемых фольклорных традиций, но, между прочим, и в том, что она была посвящена не историче­ ской теме, не прошлому, а самой живой и горячей современности, ибо свободное владение современной темой, современ­ ным материалом — одно из важных сви­ детельств зрелости реализма той или иной литературы . Однако реализм Ц. Дона был все-таки непоследователь­ ным. В чем конкретно это нашло выраже­ ние? В статье «Байкала» говорится: «На­ ивной прямолинейности в решении худо­ жественных проблем, когда литератур­ ные герои должны были быть или сто­ процентно положительными или сто­ процентными же негодяями, Ц. Дон, сле­ дуя лучшим образцам литературы социа­ листического реализма, противопоставил образ героя удивительно земного, уди­ вительно знакомого, раздираемого про­ тиворечиями». Во-первых, сказано это- так, словно «герой, раздираемый про­ тиворечиями», и есть главный герой ли­ тературы социалистического реализма,, главное ее достижение. Но дело обстоит совсем иначе. Конечно, литература со­ циалистического реализма умеет досто­ верно показать героя, «раздираемого противоречиями», но ее главный герой, ее высшее достижение, свидетельство ее подлинной зрелости — герой внут­ ренне цельный, активный, неколебимо стоящий на позициях народа и партии. Высшее идейно-эстетическое достиже­ ние, например, «Поднятой целины» Шо­ лохова. первая книга которой была на­ писана тогда же, что и повесть Ц. До­ на, не образы «мятущихся середняков», хотя и они написаны с великолепной ре- алистической силой, а образы таких це­ леустремленных бойцов, как Давыдов, Майданников и другие, на чьи плечи было возложено партией трудное дело коллективизации. В повести же Ц. До­ на, посвященной тоже коллективизации, таких образов нет, и это первое и одно- из наиболее существенных свидетельств неполноты той картины жизни, которую она рисует, неполноты ее реализма. Во-вторых, художническая «наивна» прямолинейность», то есть все та же не­ зрелость реализма, может проявляться многообразно, а не только в делении ге­ роев на стопроцентных ангелов и сто­ процентных негодяев. Прямолинейность проявляется, например, и в неумении психологически убедительно мотивиро­ вать поступки персонажей. Так, в пове­ сти «Луна в затмении» совершенно не­ убедительным выглядит рагфыв, на ко­ торый неожиданно идет Базар с Янжи- мой, которую он пламенно любит. Лишь стоило девушке не показать Б азару письмо, полученное из города»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2