Сибирские огни, 1965, № 001

ледоставная. Белые льдины рябили на отражениях скал и сосен в темно-зеркаль­ ной воде. Землесос, укрывшись за мыс, пожирал песчаный островок. В небесной сини реактивный самолет, распушив белый след, дорисовывал линию к наброску сегодняшнего Енисея. — Ах, батька, хорош он здесь! — сказал Назаров. «Батька» Енисей вырвался из скалистого каньона — и открылась стройка. По улицам молодого Дивногорска, который прозвали «городом солнца», мы про­ ехали еще к одному новому мосту. Отжатый перемычкой котлована Енисей тороп­ ливо проталкивал льдины в суженном русле, где его должны были перекрыть. Я вспомнил, как однажды в ледоход Енисей срезал и мгновенно проглотил двухэтаж ­ ный дом пристанской конторы, закусив соседним складом... После осмотра стройки зашли к ее начальнику Андрею Ефимовичу Бочкину. Мелькнула озорная мысль: что он ответит, если, вынув блокнот, я спрошу: «Ска­ жите, пожалуйста, а сколько американцев и других иностранных специалистов ра­ ботает у вас консультантами?» Скорее всего, взглянет вопросительно на Назарова: откуда, мол, ты привез мне этого чудака? Или, приняв меня за иностранного кор­ респондента, терпеливо объяснит, что, напротив, наши консультанты давно ездят в разны е страны, где строятся гидростанции. Александров, например, строитель гидростанции под Волгоградом, — главный консультант Асуанского гиганта ка Ниле. Возможно, напомнит, что вот эта гидростанция на Енисее будет мощнее са­ мой мощной из американских. И может, добавит: кстати, мол, по выработке элек­ трической энергии жители этого сибирского края далеко оставляют за флагом американцев... Возвращались мы в Красноярск затемно. Вызвездило. Только сейчас, когда в ясном чистейшем воздухе просматривались на десятки километров мерцающие зимние огни, я ощутил всю громадность перемен. Может быть, лишь четвертая часть сияющего огнями левобережья была горо­ дом моей юности, была тем Красноярском, по темным грязным окраинам которого, слуш ая разглагольствования возчика об американских инженерах, мы тащились когда-то на подводе. Это было в пору, когда Америка уже строила мощнейшие гидростанции, ког­ да автомобильные заводы выталкивали на ее дороги по пять миллионов машин в год, когда силуэт Эмпайр стейтс билдинга поднимался уже над Нью Йорком. Ка­ залось, нас и американцев разделял тогда едва ли не целый век. Три десятилетия спустя мы первыми вырвались в космос. Строительство двух величайших гидростанций мира на сибирской реке и ее притоке Ангаре стало лиш ь одной из множества примет Страны Великих Перемен. И приехавший в Си­ бирь американский сенатор Бентон, попав в академический городок под Новоси­ бирском, назвал его одним из самых удивительных научных центров мира, ярким символом советского интеллектуального вызова Западу. Американец спросил одного из академиков, работающих в этом городе науки, как тому представляется будущее. — В ближайшие пятьдесят лет произойдут изменения более значительные, чем за всю предыдущую историю мира, — с непоколебимой убежденностью от­ ветил тот.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2