Сибирские огни, 1965, № 001
вались дальние мосты. И почти сливались с небесной полутьмой небоскребы. Го рели лишь красные огни, предупреждающие пилотов, да отдельные окна, по которым с трудом угадывался весь контур здания. Небоскребы засыпают раньше, чем маленькие дети. Вскоре после заката они закрывают несчетные глазницы окон вслед за уходом своих дневных обита телей. В них не приглашают друг друга в гости, не смотрят телепередачи — в них не живут. Большинство небоскребов занято конторами. Днем там делают деньги. Ночью небоскребы спят. Эмпайр перепоясывают поперек несколько световых линий. Но и его окна черны. Из 6500 стеклянных глаз светится, может, сотая часть. З а окнами — онемевшие приемные и покинутые кабинеты бесчисленных служебных помещений. Для туристов Эмпайр — место, где надо умеренно повосхищаться, потом купить бронзовую медаль с изображением Эмпайра и цепочкой для ключей. За сим следует опустить открытку с тем же Эмпайром в п оч тое-ы й ящик, ч тобы черный кружок штемпеля документально засвидетельствовал пребывание о т п р а вителя на макушке самого высокого дома в мире. Для двадцати же пяти тысяч людей, которые по утрам бегут к шестидесяти скоростным лифтам, Эмпайр — место, где надо тянуть служебную лямку, меч тать о продвижении и о прибавке трех долларов в неделю после того, как ми стер Джонс или мистер Смит отдаст богу душу, выйдет на пенсию или получит наследство и освободит место. Для них это вызов к боссу, торопливый ланч I кафетерии, пересуды о распродаже у Мейси и последних матчах бейсбола, чте ние уголком глаза детективного романа в редкие свободные минутки, картотеки, арифмометры, чужие миллионы в графах баланса и свои тощие бумажники б кармане стандартного пиджака. Все это днем. А вечерами световые пятна бегают в окнах опустевшего ги ганта лишь следом за уборщицами. Да еще туристские лифты и гиды не знают вечернего покоя: тридцать «вопросительнь?х знаков» вниз, тридцать «каучуковых шей» — вверх. Господа, запишите, пожалуйста: высота Эмпайра — четыреста сорок два метра, кроме лифтов есть еще лестница, в ней тысяча восемьсот шесть десят ступенек. Нет, господа, дом прочен, это проверено. В семьдесят восьмой этаж однажды во время тумана врезался бомбардировщик и, представьте, де сятью этажами выше даже не заметили удара. Пожар? Да, был, но его быстро потушили свои же команды пожарных. Как поднимали машины? О, для пожар ных машин есть особые лифты. У нас все предусмотрено! Тридцать «вопросительных знаков» вверх — тридцать долларов в кассу. В чью? Банкир Джон Раскоб владел домом до своей смерти в 1950 году. Потом Эм пайр купил Генри Кроун. Точнее, целый синдикат дельцов во главе с этим чикаг ским миллионером. Постройка Эмпайра обошлась в 41 миллион долларов. С тех пор здание как будто поизносилось. Но, с другой стороны, и доллар стал уже не тем. Перед сделкой позвали старину Гордона Кайла, самого опытного оценщика небоскребов. Он занимается этим всю жизнь, и, как сам любит говорить, его глаза знают точ ную цену всему, что поднимается над Манхэттеном выше двадцати этажей. Кайл сказал Кроуну, что за Эмпайр придется заплатить уже 51 миллион. А в 1961 году по коридорам и лифтам Эмпайра снова зам елькала сутулова тая фигура старика Кайла. Это могло означать только одно... Новую компанию дельцов возглавил Лоуренс Вин. Он занимается спекуля цией домами почти столько же лет, сколько Кайл — их оценкой. Покупательная способность доллара падала куда быстрее, чем старилось здание, и на этот раз его продали уже за 65 миллионов долларов. ...Умудренный опытом и советами, я выбрал для третьего подъема на Эм пайр солнечный день «индийского лета» — так называют в Америке ясную осеннюю пору, похожую на наше «бабье лето». Планом в натуральную величину стелился внизу Манхэттен. Высота и расстояние приукрасили город голубой дымкой, подретушировали его кварталы , высветлили темные его пятна. Отсюда не различались ни облупленные фасады трущобного района Вест-Сайда, ни уз кие грязные улицы Гарлема, ни дворы-колодцы с темными сырыми стенами. Над неприглядностью низкоэтажного старья, над мраком тонущих в тени улиц вздымались, подавляя все окружающее, голубовато-зеленые глыбы новых небо скребов. Пусть, думалось мне, бесконечно далеко от совершенства то, что нагромож дено человеком там, внизу. Но тянется, тянется к солнцу человек-строитель! Разве строил он этот город так, как ему хотелось? Своекорыстный расчет, често любие, эгоизм тех, кто правит здесь, мешали ему. Погоня за прибылью была и остается главным архитектором города-колосса. Можно ненавидеть существующий здесь уклад. Но Эмпайр не стал ниже от того, что банкир Джон Раскоб видел в нем лишь выгодный способ помещения миллионов и тешил свое тщеславие. Безвестная, безымянная армия строителей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2