Сибирские огни, 1965, № 001
Д альш е я пошел по улице Лафайета, соседней с Бродвеем. В переулках — стары е, обшарпанные дома. Все давно не мыто, не чищено. Фабрички готового платья в тесных зданиях с запыленными окнами. Харчевни в подвалах, обрывки газет, ларьки с замусоленными мятыми книгами: бери любую за полцены. Кро хотный скверик, состоящий из ограды, бетонного пола, одного серого дерева и нескольких зеленых скамеек, на которых дремлют старики. Негр понуро, безн а дежно роется в груде выброшенных на улицу ящиков. Почему-то совсем не вид но детей. Зд есь не богатство и не бедность, а унылая серость. Это один из «серых районов», которых в Нью-Йорке насчитывают около сорока. Они заметно отли чаются от «черных» районов трущоб, но дух упадка и разрушения чувствуется уже и здесь. Обитатели «серых районов», живущие скудно, в перенаселенных квартирах, страдают от произвола домовладельцев и ш аек хулиганов’. Они стара ются изо всех сил выкарабкаться «вверх», но чаще сползают в черные дыры фущ об. Дойдя до Четырнадцатой улицы, я, усталый и подавленный, покорно спу стился в метро. Скорее прочь от этой гнетущей безликой серости, расползшейся- на десятки, а может быть, на сотни кварталов! Со сто второго этат^са — Мистер, всего один доллар! У аппарата на треноге дежурит фотограф. Он может сделать ваше цветное изображение. Фон — Нью-Йорк с высоты Эйфелевой башни, взгроможденной на ¡шрамиду Хеопса. Снимок города будет чрезвычайно отчетливым. Качество гарантируется при всякой погоде. Хотя живой Нью-Йорк — вот он, внизу, — фотограф снимает вас на фоне панно, изображающего то, что вы видите в натуре. В натуре не так красиво. Подделка ярче, «натуральнее». Я трижды поднимался на 102-й этаж Эмпайр стейтс билдинга, но так и н е видел, где кончается Нью-Йорк. Говорят, в очень ясный день это возможно: ведь обзор с вершины — на шестьдесят километров. Первый раз я видел с Эмпайра самые пустяки. Воздух струился обычными дымами и испарениями. Телескопы для зрителей, действующие после того, к ак вы на минуту утолите их вечный голод монетой, приближали только верхние этажи универмага Мейси, известного в Нью-Йорке не меньше, чем ГУМ известен в Москве, крышу Пенсильванского вокзала да окрошку из людей и машин на какой-то ближайшей улице, попавшей в поле зрения. Говорят, что площадка 102-го этажа заключена в стеклянный ф утляр для того , чтобы самоубийцы не выбирали ее для расчетов с жизнью. Стекло защ ищ а ет и от ветров, резво гоняющих облака чуть повыше. Боюсь, что владельцам Эмпайра приходится часто менять стекла: они тер я ют прозрачность из-за надписей. Уму непостижимо, как на глазах бдительных служ ащ их любители ухитряются выцарапывать алмазом росписи да еще с зави тушками! Эта глупая привычка — марать все, что попадется под рУку — очень ста ра. Наверное, бездельники выбивали свои памятные знаки на скалах еще в к а менном веке. Во время раскопок Помпеи, погибшей при извержении Везувия в начале нашей эры, археологи с горестным изумлением обнаружили на стенах и колоннах надписи: «Здесь был такой-то...» Если бы все 17 миллионов туристов, которые поднимались на Эмпайр за годы его жизни, последовали примеру древ них помпейцев, стены здания оказались бы, наверное, процарапаны насквозь... Эмпайр по заказу банкира Джона Раскоба начали строить в 1929 году. В ту аору у нас рыли котлованы с помощью лопаты, грабарки и сивки-бурки мощно стью в половину лошадиной силы: корма было не вволю. Казалось, площадку тракторного завода на Волге и строящийся с помощью экскаваторов и кранов Эмпайр разделяла дистанция в полвека. Может быть, и сегодня американские строители кое в чем превосходят на ших — скажем , в безукоризненной четкости доставки всего нужного на строи тельную площадку. Но хотел бы я посмотреть сейчас на американца, который всерьез усомнился бы, что Иван без помощи Джона построит, если понадобится, дом в полтора Эмпайра высотой. Космический корабль — штука куда послож нее небоскреба! Второй раз я поднялся на Эмпайр после заката. Мгла сгущалась над горо дом Я ждал, что ночной Нью-Йорк очертится сияющими громадами знакомых небоскребов. Ничего подобного! Город казался куда более плоским, чем днем. Зарево света бушевало над Бродвеем , над торговой Тридцать четвертой улицей у подножья Эмпайра, над другими улицами торговли и рекламы . Слабее очерчи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2