Сибирские огни, 1965, № 001
отделял только лед, имеющий свойство растрескиваться при подвижках. По-хоро шему, надо бы уговорить Михаила Алексеевича отказаться от заманчивой в на учном отношении идеи, или отпустить нас одних. Но стоило нам заикнуться, как стало ясно, что продолжение дискуссии в этом направлении является абсолютно бессмысленным делом. В наш отряд влились еще Володя Кузнецов, Юра Тришин и Юра Фадеенко. Мы решили двинуться через Красноярск и Подкаменную Тунгуску на Норильск. Д алее нам предстояло попасть на остров Диксон, а уже оттуда — на лед в райо не острова Сибирякова, что в устье Енисея. Этот район являлся для нас особенно интересным, и вот почему. Господ ствующая там толщина льда достигала двух метров. Обычно, когда уже практи чески по всему Енисею начинается навигация, в устье его, которое перегороже но островом Сибирякова, надолго, иногда на целый месяц, сохраняется ледовая перемычка. В это время и лед Карского моря уходит от материка. И получается так, что суда из Енисея не могут из-за перемычки выйти в море, а пришедшие морем не могут войти в Енисей. Это заставляет сокращ ать и без того короткий навигационный" период. Нам очень важно было поработать именно на енисейской перемычке, чтобы найти способ ее уничтожения. Кроме того, здесь уж е находилась экспедиция Арктического и Антарктического институтов, что, несомненно, облегчало реше ние нашей задачи. Выйти на лед вместе с опытными полярниками — совсем иное дело, неж ели одним. Особую заботу представляла доставка на лед нашей взрывчатки. Как-никак, надо было перевезти около двух тонн тротила, притом очень быстро. Это можно было сделать с помощью самолетов, а нам дали только один. Недолго раздумывая, Михаил Алексеевич предложил везти взрывчатку с со бой. Так мы с ней долетели сначала до Красноярска, затем перегрузили в само лет, доставивший нас в Норильск, откуда уже полярная авиация провезла нас по треугольнику Норильск—Диксон— перемычка. Надо сказать, что погрузкой и разгрузкой приходилось заниматься самим, ибо привлечение посторонних лиц могло раскры ть наш секрет. Михаил Алексеевич был самым активным участни ком всех такелажных работ. В Красноярске уже господствовала весна, и Енисей здесь был свободен ото льда. Поудобнее устроившись на тротиле, отправились мы вдоль Енисея на Се вер. В Подкаменной Тунгуске был ледоход, но в Норильске еще царила надежная зима. Вскоре мы оказались на льду среди полярников из Ленинграда. Здесь был разбит лагерь из нескольких двухкорпусных палаток, внутри которых стояли раскладуш ки со спальными мешками и газовые печи. Мы впятером поселились в одной палатке. Солнце не заходило круглые сутки. В то время, когда должна быть ночь, воздух несколько серел и усиливался мороз. Это было сигналом: пора спать. В первый день, утомившись после перелета, разгрузки и расквартирования, мы улеглись спать относительно рано. Для меня ночь прошла крайне неспокойно: было просто очень холодно. Хотя я и влез в мешок тепло одетым, но согреться никак не мог. Михаил Алексеевич тоже спал худо. Услышав, как я ворочаюсь, он спросил: — Вы не спите? Который сейчас час? Я ответил, что уже три часа. — Чего, дня или ночи? — спросил Лаврентьев. Действительно, установить это было не так легко. Сквозь маленькие окон ца палатки проглядывало солнышко. По мерному дыханию молодежи мы догада лись, что ещ е ночь. В первый день нам было очень трудно. Дула беспощадная поземка. Смот реть вперед было совершенно невозможно. Все — и снежная равнина, и солнце, и небо, и наше поселение — скрылось 'за густой пеленой вьющихся снежинок и льдинок, больно бьющих по лицу. В такую пору можно сбиться с пути, потерять товарищей. Уцепившись друг за друга, с трудом добрались до места работ и произвели несколько наледных взрывов. Работали, как обычно, все без исключения: разгре бали снег, укладывали заряды , производили взрывы и обмеряли майны. Скоро все стало очень простым и обычным. Утром вставали, завтракали и даже пили горячий чай, затем трудились до обеда. Затем снова труд, ужин и сон. Спали мало: надо было спешить, так как иногда ледоходы на Енисее бывают бур ными и быстротекущими. Уберечься от такой стихии не представляется воз можным. Енисей в этом месте имеет ширину до 150 километров. Лишь сильно напря гая зрение, можно было вдали различить очертания острова Сибирякова, а с про тивоположной стороны — берег Енисея. В случае беды добежать до суши было бы совсем непросто.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2