Сибирские огни, 1965, № 001
в молодые годы он поразил английских кораблестроителей и ученых своей заме чательной работой о движении судна по взволнованному морю, работой, по сей день являющ ейся предметом исследований и у нас, и за границей. Можно без пре увеличения сказать, что каждый спущенный на воду корабль плавает по Крылову. Да, мы встретили Алексея Николаевича аплодисментами. А он, жестом по просив тишины, повернул лицо к солнцу и начал говорить о том, что больше всего волновало в те дни всех нас, — о способах борьбы с гитлеровским морским фло том. Нет, это был еще не июнь, это был пока лишь апрель 1941 года. Великая Отечественная война еще не началась, но мы уже ощущ али ее дыхание, ее близ кое начало. Академик Крылов тоже понимал, что нам не избежать столкновения с фашистской Германией, и ему хотелось подготовить нас к предстоящим боям. Вот почему эту свою лекцию он построил на свежем примере: незадолго до того немецкая подводная лодка потопила в гавани Скапа Флоу английский линейный корабль «Ройял Оак». Лектор подробно рассмотрел причины гибели корабля, по раженного в гавани Скапа Флоу. Может быть, сам по себе этот эпизод морской битвы и не был столь важным для моряков, однако на примере беспечной охраны водного района Скапа Флоу Алексей Николаевич показал нам, как важно не забывать о долге и ответствен ности. Не помню, кто сказал, что лучшее средство привить детям любовь к Отече ству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. Алексей Николаевич являл собою яркое доказательство справедливости этих слов. Он умер в 1945 году, уже после победы над фашистской Германией. Его патриотическое чувство было вполне удовлетворенным. Но он не унес с собою этот источник силы и действия, он благородно роздал его людям. II ...Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. Д. И. М е н д е л е е в Выдающийся советский ученый Петр Федорович Папкович был поразитель но трудолюбивым человеком. Т руд представлял для него высшее наслаждение, если что-то мешало ему работать, на его лице были написаны тоска и нетерпели вость, он становился рассеянным и невнимательным. Самыми счастливыми часами в его жизни были те, когда он обдумывал науч ные задачи , отыскивал методы их решения. За таким занятием я заставал его столько р аз, сколько бывал у него дома. Может быть, это было и неправильным, но работал он без всяких перерывов, от еды до еды, да и к столу шел с неохотой. Я никогда не наблюдал, чтобы он работал по принуждению, он трудился потому, что страстно к этому стремился. Ж аж д а непрерывно делать какое-то дело была его сущностью. В 1939 /40 году он читал нам курс «Вибрации корабля». В этом курсе изла гались причины, вызывающие упругие колебания корабельных конструкций и все го корабля в целом, физическая сущность самого процесса колебаний, способы расчета амплитуд колебаний и ускорений, которые будут ощущаться людьми, ме тоды борьбы с непомерно большими вибрациями. Лекции его были чрезвычайно увлекательны , насыщены множеством интереснейших примеров. И никто не подо зр евал , сколько сил вкладывал он в подготовку к ним. Лишь позже, уже когда я стал его аспирантом, он мне р ассказал , что, готовясь к очередной лекции, иногда вставал в шесть часов утра. Вечерами же он писал свои знаменитые книги — «Теория упругости» и «Строительная механика корабля». Один немецкий мыслитель говаривал, что люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают. О, как этот мыслитель был неправ в отношении Петра Федоровича Папковича. П етру Федоровичу действительно всегда было не когда, но только потому, что он очень много делал. З а десять лет невероятно напряженного творчества он написал оригиналь ные лекции общим объемом более трех тысяч страниц, опубликовав при этом еще и несколько десятков научных статей. О чем говорилось в этих работах? Здесь были изложены теория и методы расчета всех типичных частей корабля — балок, пластин, рам и перекрытий, а также и всего корабля в целом; рассмотрены всевозможные виды нагрузок и кон структивного оформления судовых деталей, причем многое доведено до таблиц функций и коэффициентов, необходимых при практических расчетах. Труды его стали настольными пособиями инженеров и научных работников, они переведены на многие языки и были в 1946 году удостоены Государственной премии первой степени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2