Сибирские огни, 1965, № 001

в молодые годы он поразил английских кораблестроителей и ученых своей заме­ чательной работой о движении судна по взволнованному морю, работой, по сей день являющ ейся предметом исследований и у нас, и за границей. Можно без пре­ увеличения сказать, что каждый спущенный на воду корабль плавает по Крылову. Да, мы встретили Алексея Николаевича аплодисментами. А он, жестом по­ просив тишины, повернул лицо к солнцу и начал говорить о том, что больше всего волновало в те дни всех нас, — о способах борьбы с гитлеровским морским фло­ том. Нет, это был еще не июнь, это был пока лишь апрель 1941 года. Великая Отечественная война еще не началась, но мы уже ощущ али ее дыхание, ее близ­ кое начало. Академик Крылов тоже понимал, что нам не избежать столкновения с фашистской Германией, и ему хотелось подготовить нас к предстоящим боям. Вот почему эту свою лекцию он построил на свежем примере: незадолго до того немецкая подводная лодка потопила в гавани Скапа Флоу английский линейный корабль «Ройял Оак». Лектор подробно рассмотрел причины гибели корабля, по­ раженного в гавани Скапа Флоу. Может быть, сам по себе этот эпизод морской битвы и не был столь важным для моряков, однако на примере беспечной охраны водного района Скапа Флоу Алексей Николаевич показал нам, как важно не забывать о долге и ответствен­ ности. Не помню, кто сказал, что лучшее средство привить детям любовь к Отече­ ству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. Алексей Николаевич являл собою яркое доказательство справедливости этих слов. Он умер в 1945 году, уже после победы над фашистской Германией. Его патриотическое чувство было вполне удовлетворенным. Но он не унес с собою этот источник силы и действия, он благородно роздал его людям. II ...Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев. Д. И. М е н д е л е е в Выдающийся советский ученый Петр Федорович Папкович был поразитель­ но трудолюбивым человеком. Т руд представлял для него высшее наслаждение, если что-то мешало ему работать, на его лице были написаны тоска и нетерпели­ вость, он становился рассеянным и невнимательным. Самыми счастливыми часами в его жизни были те, когда он обдумывал науч­ ные задачи , отыскивал методы их решения. За таким занятием я заставал его столько р аз, сколько бывал у него дома. Может быть, это было и неправильным, но работал он без всяких перерывов, от еды до еды, да и к столу шел с неохотой. Я никогда не наблюдал, чтобы он работал по принуждению, он трудился потому, что страстно к этому стремился. Ж аж д а непрерывно делать какое-то дело была его сущностью. В 1939 /40 году он читал нам курс «Вибрации корабля». В этом курсе изла­ гались причины, вызывающие упругие колебания корабельных конструкций и все­ го корабля в целом, физическая сущность самого процесса колебаний, способы расчета амплитуд колебаний и ускорений, которые будут ощущаться людьми, ме­ тоды борьбы с непомерно большими вибрациями. Лекции его были чрезвычайно увлекательны , насыщены множеством интереснейших примеров. И никто не подо­ зр евал , сколько сил вкладывал он в подготовку к ним. Лишь позже, уже когда я стал его аспирантом, он мне р ассказал , что, готовясь к очередной лекции, иногда вставал в шесть часов утра. Вечерами же он писал свои знаменитые книги — «Теория упругости» и «Строительная механика корабля». Один немецкий мыслитель говаривал, что люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают. О, как этот мыслитель был неправ в отношении Петра Федоровича Папковича. П етру Федоровичу действительно всегда было не­ когда, но только потому, что он очень много делал. З а десять лет невероятно напряженного творчества он написал оригиналь­ ные лекции общим объемом более трех тысяч страниц, опубликовав при этом еще и несколько десятков научных статей. О чем говорилось в этих работах? Здесь были изложены теория и методы расчета всех типичных частей корабля — балок, пластин, рам и перекрытий, а также и всего корабля в целом; рассмотрены всевозможные виды нагрузок и кон­ структивного оформления судовых деталей, причем многое доведено до таблиц функций и коэффициентов, необходимых при практических расчетах. Труды его стали настольными пособиями инженеров и научных работников, они переведены на многие языки и были в 1946 году удостоены Государственной премии первой степени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2