Сибирские огни, 1965, № 001

квартиры малой площади; впоследствии планировка галерейного этаж а и фасад­ н ая стена галереи должны быть реконструированы . Культурно-бытовые учреж­ дения, обслуживающие весь дом-комплекс и весь микрорайон, проектируются на две очереди строительства. В планировке квартир также предусмотрены два этапа. При переходе от одного этапа к другому предполагается частичное перераспределение площади жилых и подсобных помещений в пределах квартиры , а ’в отдельных случаях — объединение двух небольших квартир в одну. Так, нынешняя двухкомнатная квартира, рассчитанная сперва на семью в составе пяти человек, может быть ис­ пользована для четырех, затем для трех, а впоследствии и лишь дл я двух чело­ век. Но перестраивать ее потребуется вряд ли больше одного раза. Два варианта проекта — промежуточный и перспективный — разрабатыва­ ются одновременно. Такой метод позволит предотвратить преждевременный мо­ ральный износ нашего жилища. Более частые изменения норм распределения жилой площади, норм ис­ пользования общественных помещений не могут, по-видимому, учитываться в соответствующих строительно-реконструктивных мероприятиях, планируемых на двадцатилетие. Типовые проекты обязательно должны быть стабильными на протяжении определенного периода, иначе н ельзя будет сохранить необходимой экономической эффективности индустриального строительного производства. А может быть, жизнь выдвинет несколько иные требования? Не спорю может быть. Для школьного строительства, например, намечается три этапа. Школу-интернат мы называем прообразом школы будущего. В ней создают­ ся наиболее благоприятные условия для всестороннего образования детей, вос­ питания в них высоких моральных качеств, хорошего физического и эстетическо­ го развития, подготовки к практической деятельности. А экономика? На одно ученическое место приходится почти втрое больший объем здания по сравнению с обычной школой, соответственно возрастает и сто­ имость строительства, а еще больше — эксплуатационные расходы. Развернуть массовое строительство школ-интернатов, несмотря на огромную нужду в них, сейчас еще очень трудно. Институт учебных зданий предложил: создавать типовые проекты школ, предусматривающие очередность строительства. Учебный корпус, в котором за­ ранее учтена специфика интерната, используется сперва для общеобразователь­ ной школы со сменными занятиями, затем — после пристройки столовой — пре­ вращается в школу продленного дня и, наконец, когда уже возведены спальные корпуса, входит в комплекс школы-интерната. (Эти же проекты пригодны, разу­ меется, и для одновременного строительства всего комплекса). Таким образом, сегодняшнее массовое строительство экономичных школь­ ных зданий может развертываться в соответствии с требованиями будущего. И это — уже практика. Вернемся к жилищу. Что и говорить: те три с половиной — четыре года, которые наша наука отводит для полного цикла всех работ, связанных с созда­ нием новой модели жилого здания, каж утся очень долгим сроком. Вспомним, однако, конкурс 1956 года на проекты домов с малометражными квартирами. Конкурс дал неплохие результаты . Тогда же начали застраивать эк­ спериментальными домами девятый квартал Новых Черемушек. Но опыт этого эксперимента не был да и не мог быть учтен в разработке типовых проектов. Их утвердили в начале 1958 года (притом один по существу тип на всю страну, что уже само по себе недопустимо), когда в девятом квартале еще шли строительные работы. И что же? В домах, строившихся по этим типовым проектам на протя­ жении четырех-пяти лет, были обнаружены серьезные недочеты. Понадобилось провести большую работу по улучшению планировки квартир на той же кон­ структивной основе. Но тогда поспешность вызывалась, а в какой-то мере даже и оправдывалась, отсутствием проектов жилых домов с небольшими квартирами для одной семьи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2