Сибирские огни, 1965, № 001

Поиски такого жилища уж е ведутся. Р азработано несколько проектных предложений, в которых отчетливо прослеживаются черты будущего. Недавно я побывал у Константина Афанасьевича Иванова, автора одной из интереснейших работ. В конце двадцатых годов советские архитекторы искали такую структуру жилого дома, которая обеспечивала бы наилучшую связь квартир и помещений общественно-бытового обслуживания. В этой работе, опережавшей время, участ­ вовал и К. А. Иванов. Ту ж е идею архитектор плодотворно развивает в нынеш ­ нем проекте. Константин Афанасьевич начинает рассказ с тех особенностей, какими этот проект отличается от других предложений на ту же тему. В чем эти особенности? Он показывает нам небольшой макет, выполненный из разноцветных пла­ стинок целлулоида. Это своеобразный фрагмент, как бы часть макета всего зд а­ ния, но отнюдь не произвольно выхваченная. Четко вырисовываются поверхности стен, перекрытий, перегородок, ограждающих этот пространственный блок (ши­ рина его по фасаду равна ширине комнаты, около трех метров) и разграничиваю ­ щих отдельные помещения. Темно-оранжевым цветом выделена одна квартира, синим — другая. Почему же в блоке всего две квартиры? Ведь этажа-то три! — В том-то и д ело,— говорит автор.— Обратите внимание на средний этаж . И верно: планировка первого и третьего этажей блока одинакова, а второ­ го — совсем иная. Именно здесь расположены входы в обе квартиры. Двери в них стоят рядом, в неглубокой нише, примыкающей к помещению, не имеющему в макете боковых стенок. Как мы увидели на чертеже, это — сквозная галерея, основная артерия трехэтажной блок-секции. Отсюда по небопьшой лесенке мож­ но спуститься в нижнюю двухкомнатную квартиру (оранжевую). Такая же ле­ сенка ведет во вторую квартиру (синюю), две комнаты которой находятся на верхнем этаже блока, а еще одна — на уровне галереи. Галерейный этаж связы вает квартиры с внешним пространством и с общест­ венными помещениями в самом доме-комплексе. Часть таких помещений устрое­ на тут же. На этаже четыре гостиных. Каждая имеет свое назначение. В одной на сто­ лах разложены всевозможные газеты, журналы, выписываемые для всего кол­ лектива жильцов пятидесяти квартир. Другая представляет собой спортивный уголок, оборудованный, скажем , шведской стенкой и кольцами. Третью заполня­ ют любители шахмаг, шашек и иных настольных игр. Наконец, в четвертой мо­ гут собираться люди, желающие просто посидеть, поговорить; в одном углу груп­ па женщин обменивается вырезками модных фасонов одежды, неподалеку ре­ ш ают кроссворд, вяжут. И все это тихий отдых; ведь близко квартиры, хотя и отделенные от галереи двойными дверьми и звуконепроницаемыми перего­ родками. Для шумных занятий на галерейном этаже выделен зал площадью 85 квад­ ратных метров, втрое больше каждой гостиной. В зале рояль, телевизор, радио­ ла. Используются такие залы по расписанию, составленному по заявкам советом дома-комплекса. Люди заран ее знают, на каком этаж е можно посмотреть по те­ леви зору футбольный матч, где танцуют, рисуют живую натуру, чествуют юби­ л я р а, где устраивают концерт художественной самодеятельности. — Я убежден,— говорит Константин Аф анасьевич,— что этажи станут со­ ревноваться между собой в наилучшей организации досуга. Какие еще черты нового быта появятся уже здесь, на галерейном этаже? Пусть это мелочь, но и она характерна: вам не надо входить в квартиру в пальто и галошах; поднявшись на «свою» галерею , вы оставляете верхнюю одеж­ ду тут же, в холле, близ лестницы и лифтов. Проект предусматривает и лабораторию для фото- и кинолюбителей, обору­ дованную всем необходимым, и комнату хранения бытовых машин коллективного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2