Сибирские огни, 1964, № 12
По балкам, прижимаясь к земле, чтобы не попасться на глаза какой-нибудь паре шальных «Мессеров», на закате мы приближались к городу. И тут обста новка на земле насторожила... Проскочили капониры с пушками, стволы которых почему-то направлены в сторону города, окопы с солдатами, а дальше за ними, на полях и на дорогах, ни души. Вдали сквозь лучи заходящего солнца просматривались столбы дыма. Город горел. Мы обошли его с юга и выскочили на аэродром. Он был пуст. Fla нем стоял только один желтого цвета «Миг-3». Мы сделали круг, всматриваясь в опушку леса: в глубине его что-то дыми лось и периодически раздавались взрывы. Видимо, горел бомбосклад. Садиться было опасно, но и не узнать, куда улетела группа Фигичева, было нельзя. Пилот, нервничая, посадил «У-2» не идеальным образом: он всего-навсего подвесил его и плюхнулся в высокую траву. Что-то хрустнуло под самолетом, и он лег на правое крыло. Выскочив из кабины, мы бросились осматривать самолет. От грубой посадки срезало болт крепления подкоса шасси. — Как же нам теперь взлететь? — в отчаянии восклицал пилот, сидевший на корточках под крылом. — Не волнуйся. Найдем сейчас техников и все наладим. Я отправился искать людей. В лесу было угрожающе тихо и пусто. Лишь паслась лошадь, худая, с веревочной уздой. А что, если на лошади быстренько объехать аэродром? Может, кто-нибудь еще задержался... Быстренько не получилось: лошадь была тоже из брошенных. Но все-таки я вскоре оказался возле склада боеприпасов. В зрывы не обещали ничего интерес ного. Один из них был таким внезапным и сильным, что меня свалило с моей клячи. Было ясно: на аэродроме никого нет, и если я не заведу этот шпаклеванный «Миг» или не исправим «У-2», придется уходить отсюда пешком. Только я приготовился запустить мотор «Мига», увидел, что ко мне бежит пилот «У-2» и возбужденно машет руками. Пришлось вылезти из кабины и пой ти ему навстречу., — Улетать надо быстрее. В городе немцы. — Что же будем делать? — спросил я. — Немедленно ремонтировать «У-2». Бросай эту рухлядь. Мы нашли какие-то ящики, подняли своими плечами крыло «У-2», постави ли на опоры и принялись за ремонт стойки шасси. Сломанный болт можно было заменить толстой проволокой, если ее продеть в отверстия и закрутить. Мы про делали это уже в наступающих сумерках. — Проверните винт! — сказал пилот и торопливо полез в кабину. Я стоял на земле. Мысль о «Миге» не покидала меня: — Сейчас подожгу его, тогда полетим. В руках у меня были спички и пистолет. Я должен был прострелить бензо бак, наполненный горючим, и бросить спичку. Одна минута времени. Очевидно, это успокаивало и моего пилота. Он согласился подождать. Когда я подбежал к «Мигу», мне стало ж аль «расстреливать» его. Пожа луй, на нем еще можно взлететь и сесть где-нибудь на ближайшем аэродроме. Рука не поднялась... Проверил воду, бензин, воздух для запуска, аккумулято ры — все есть. Нет, такой самолет я огню не предам. Еозвратился к «У-2», сказал пилоту: «Буду запускать! Если запущу и взлечу, сделаю круг, покачаю крыльями, тогда взлетай и ты». Что было у моего спутника на душе в эти минуты, не знаю, но он согла сился со мной. Я подложил на сиденье сена, чехлы, так к ак без них было бы очень низко сидеть: парашюта подо мной не было, — и завел мотор. Он работал отлично. Прогазовал разок-другой на больших оборотах и пошел на взлет. Я уже был в воздухе. «Миг» летел нормально, но его шасси не убирались. Идти с неубранными шасси — очень рискованно. Если мотор перегреется и за клинится, я не смогу выбрать удобное место для посадки — на земле быстро тем нело, — а парашюта нет. Я решил сесть и сжечь самолет. Только начал планировать, выбирая направление, как «У-2» тронулся с ме ста и пошел на взлет. Мне оставалось единственное — идти на перегретом мото ре к своему далекому аэродрому. Теперь только там, на своем летном поле, мож но было надеяться на сколько-нибудь благополучное приземление. Я вспомнил белую будку стрелочника, представил, как, на какой высоте, в темноте я должен буду придерживаться этого ориентира, чтобы выйти на «Т». Я злился на пилота, который не дождался моего условного сигнала. Потуже за тянул плечевые ремни: если придется садиться в темноте, при любой ситуации меня не выбросит из кабины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2