Сибирские огни, 1964, № 12
Стало ясно, что наш путь лежит на юг. Вражеские войска, проломившие брешь в обороне под Харьковом, устремились на Кубань. Немцы бросили сюда более тысячи самолетов, в их числе новые истребители «Ме-109ф» и двухмоторный «Ме-110». Новый аэродром вплотную подходит к высокому забору завода. Завод рабо тает. Выпускает, конечно, не комбайны. Дым его труб смешивается с пылью, ко торую поднимают, взлетая, наши «Яки». Через несколько дней полк садится опять в новом месте. Здесь на аэродро ме, как на авиавыставке: «СУ-2», «Илы», «Миги», «Яки», «И-16». Большинство самолетов неисправные. Теснота, жара, пыль,- а в небе почти беспрерывно гудят «Юнкерсы» и «Мессершмитты» — они приходят группами, бьют по переправам через реку, где скопились беженцы и войска. Все в движении, все устремилось за Дон, на юг, в города и станицы Кубани. З а Доном, как некогда за Днестром, за Днепром, все надеются собраться с сила ми, хотя бы отдохнуть от грохота войны. В очередном пункте нам тоже нельзя задерживаться — немцы уж е подошли к Ростову. Полк должен перелететь в одну и з станиц, а группа «Яков», исчерпав ших свои моторные ресурсы , следует дальше, (куда-то к Ставрополю. Надо где-то там сдать в ремонт непригодные к боевой работе самолеты. Все, кто намечен для отгона машин в мастерские, проходят мимо нас бодрым шагом. Для них уже се годня наступит отдых, они будут за сотни километров от фронта. Неизвестно, когда они сдадут машины, когда возвратятся в полк на новых. Взлетела эскадрилья Фигичева и за ней — группа Комосы. Мы провожаем их взглядами, обмениваемся между собой короткими фразами. Улетающие скры лись за горизонтом, все приумолкли, задумались. Есть над чем задуматься. Ма ловато нас осталось, всего восьмерка, и у Крюкова столько же. Трудно будет нам. На всем южном фронте всего неполная сотня самолетов, а немцы здесь со средоточили около тысячи. Приказ лететь на штурмовку переправившихся через Дон вражеских войск восточнее Ростова у станицы Семикаракоровской. Штурмовка не удалась. На пути мы встретили группу бомбардировщиков «Ю-88» с «Мессершмиттами», иду щих к нашим переправам на Дону у Аксайской. В бою, разогнав противника, мы израсходовали боеприпасы и, к большому неудовольствию начальника штаба, возвратились домой. Пришлось повторить вылет. Прорыв с каждым днем угрожающе расширяется. Немцы ночью бомбят наш аэродром. Мы почти не спим — над нами то и де ло с воем пролетают «Юнкерсы». Утром, утомленные, мы являемся к самолетам, обходя свежие воронки. Прошло несколько дней, а от нашей «экспедиции», улетевшей в мастерские, ни слуху ни духу. Виктор Петрович в тревоге: все-таки половина полка в неиз вестности. Он решает сам лететь по следам, чтобы узнать, в каком положении дело со сдачей самолетов в ремонт. Отправляется в рейс вечером, а утром нам сообщают, что он находится в госпитале. Оказывается, Виктор Петрович при запуске «УТ-2» перебил себе руку и, следовательно, в полк возвратится не скоро. Мы еще глубже поняли, кем был для всего коллектива наш любимый командир. Враг давил на нас превосходством оружия, война испытывала все новыми и новыми трудностями, отступление без передышки, без надежды на скорую стабилизацию фронта угнетало до предела... В таком положении мы находили моральную опору в нашем командире и нашем комиссаре. На второй день, утром, когда летчики были все в сборе, подошли начальник штаба и майор Краев. Начальник штаба развернул лист бумаги и торжественно зачитал приказ о назначении майора Краева командиром нашего гвардейского истребительного полка. Лично для меня это было неожиданностью. Я знал командирские качества Краева — они были у всех на виду, а несколько полетов, которые он совершил за все пребывание в полку, раскрыли его перед нами, как летчика, еще полнее. Здесь было явное несоответствие его нового высокого положения и деловых ка честв. Кроме того, меня встревожил и тот ф акт, что Краев назначен команидром полка после нескольких личных столкновений, усложнивших наши взаимо отношения. Краев, ровесник Фигичева, Комосы, Крюкова, летал меньше, чем любой из них. Он становился командиром полка в очень трудное время. Кажется, он со знавал предстоящие трудности. Перед ним было всего человек пятнадцать летчи ков, а за нашими спинами в капонирах находилось полтора десятка потрепанных в боях «Яков». Еще дальше, если поднять глаза, можно было увидеть кубанскую побурев шую от жары августовскую степь, на горизонте которой клубился дым горящих станиц. Краев, очевидно, чувствовал все это, волновался.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2