Сибирские огни, 1964, № 12

ведомым бросались с одного фланга на другой, отгоняя атакующих и одновремен­ но отбиваясь от наседавшей на нас пары. Мотор перегрелся, в кабине стало нестерпимо жарко, гимнастерка взмокла ■от пота. Перед глазами мелькали самолеты. От нервного напряжения и перегру­ зок на виражах временами отказывало восприятие. Казалось, не будет конца этой неравной схватке. Сколько проклятий было высказано в адрес ушедшей четверки «Яков». Но вот подвернулся удачный момент. Пара «Мессершмиттов» пошла в атаку на отставших двух «Илов», и тут ведущий попал мне в прицел. Я расстрелял его в упор. Остальные «Мессершмитты» сразу же оставили нас. И опять нам повезло: все подопечные даже без пробоин пришли домой. На аэродроме состоялся крупный разговор, который оказался, к счастью, последним. В налетах на Изюм, Сватово, Старобельск наш полк хорошо отработал но­ вый боевой порядок — «этажерку». Как ни трудно было здесь сражаться, но мы не потеряли от «Мессершмиттов» ни одного своего «Ильюшина» или «СУ-2». В эти дни командующий воздушной армией генерал Вершинин вручил на­ шему полку Гвардейское знамя. 2 В нашем новом строю каждый теперь строго сохранял свое место и действо­ вал по разработанному на земле плану боя. Но однажды именно я оторвался от своей группы. Мы сопровождали 18 «Илов». Я шел с ведомым в непосредствен­ ном прикрытии. Комоса опять не взлетел, нас осталось двое, вместо двух пар. На высоте четверка Фигичева несла бомбы под крыльями «Мигов». После окон­ чания штурмовки «Илов» Фигичев тоже спустился с верхнего «этажа», чтобы сбросить бомбы. «Мессершмитты», напав в этот момент, застали нас всех в не­ выгодном положении: у нас не было высоты. Мой ведомый ринулся на «Мессершмиттов», устремившихся к «Мигам», ко­ торые пикировали на цель. Я бросился на вторую пару, прорывавшуюся к «Илам». «Мессеры» были совсем близко от меня и, уходя от моей атаки, полезли на высоту. Я решил их преследовать. «Мессершмитты» воспользовались излюбленным приемом — уходили в сто­ рону солнца. Сначала солнце не мешало мне видеть их силуэты, и я упорно сле­ довал за ними. О земле, о группе было забыто. Но уже через несколько секунд я понял, что резко отстаю от преследуемых. Я удивился: еще никогда самолеты противника так быстро не исчезали на моих глазах. «Як» особенно не мог бы поз­ волить им такой роскоши. Вскоре я догадался, что имею дело с «Ме-109ф», но­ вой, улучшенной маркой «Мессершмитта». Я бросил взгляд вниз. Там никого и з наших уже не было. Значит, я остался один, а выше меня «на солнце» пара грозных врагов. Поняв свое положение, я переложил машину на крыло, чтобы ринуться за своими. Но не так-то просто бы­ ло оторваться от зависнувших надо мной «Ме-109ф». Они быстро догоняли меня. Помощи или неожиданной выручки ждать неоткуда. Надежда только на себя. Я должен был показать своим противникам, что удирать не собираюсь и готов сразиться. Развернул «Яка» им навстречу. Лобовой атаки «Мессершмит^ ты» не приняли, снова рванули на высоту и повисли надо мной, как занесенный меч. Преимущество в высоте и скорости было у них. Подо мною земля, занятая врагом. Горючего в обрез — только дойти до аэродрома. А 'м о и противники явно не намерены отпустить меня. Если горючее кончится, если я просчитаюсь в чем-нибудь, они расстреляют меня, как мишень. Значит, выход один — применить хитрость. Пока еще ничего не придумав, я разворачиваюсь, чтобы идти на восток, и выжимаю и з своего «Яка» все, что' он может дать. «Мессершмитты» бросаются за мной, как две стрелы , пущенные туго натянутой тетивой лука. Они уже на ди­ станции’огня. Я резко перевожу самолет в пикирование. От стремительного паде­ ния «Як» дрожит, в ушах у меня боль. Приотставшие «Мессершмитты» вновь догоняют. Я уже чувствую их у себя за плечами, знаю, что ведущий вот-вот бу­ дет стрелять по мне. Я уже в прицеле, сейчас увижу трассу, услышу взрывы снарядов. И в эти секунды пришло решение. Маневр, продуманный при полетах на «Мессершмитте» в Новочеркасске! Если он подведет меня, я буду сам виноват, сам расплачусь жизнью за свои еще один «крючок». Резкий рывок вверх на горку. Закручиваю восходящую спираль. Ь глазах темно от перегрузки. В верхней точке перевожу самолет через крыло на гори­ зонт. И тут совершается то, на что я надеялся: «Мессершмитт», обогнав меня, выходит из горки в каких-то полета метрах передо мной и сам попадает в пере

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2