Сибирские огни, 1964, № 12

после первой же схватки с нашим авангардом. «Макки» перед опасностью сгру­ дились еще плотнее, шли крыло в крыло. Когда до них осталось расстояние, р ав­ ное выстрелу реактивного снаряда, один наш истребитель залпом выпустил все свои шесть «эресов». Чертя огненные линии, снаряды достигли цели и, взры ва­ ясь, поразили сразу пять вражеских самолетов. Это произошло на глазах у всех. Пять «Макки» вспыхнули и горящими рух­ нули на землю. Уцелевшие шарахнулись в сторону, бросились наутек. Более удачного залпа «эресами» я не видел за всю войну. Немецкая авиация в ту зиму подновила свою технику. На нашем фронте, вместо «Хеншеля-126», над передним краем появилась «рама» —«Фокке-Вульф- 189». Этого разведчика-корректировщика очень скоро возненавидели все наши войска. «Р ам а» подолгу висела над артпозициями, окопами, корректировала огонь своей артиллерии. Иногда наземникам просто невозможно было что-либо предпринять против этого наводчика. Обстрел артиллерией противника, налеты «Юнкерсов», тяжелые потери, все трудности боев на земле пехотинцы связывали с присутствием в небе «р а­ мы». Двухфюзеляжный самолет был вестником налетов авиации и потому, если «раму» сбивал наш истребитель, ему аплодировали все, кто наблюдал за этим боем. Наш летчик считал большой победой, если от его огня падал на землю «Фокке-Вульф-189». Из-за ненавистной «рамы» погиб весной чудесный летчик Даниил Никитин. Он наскочил на нее, возвращ аясь из одиночного полета за линию фронта. Через несколько дней полк с почестями похоронил Лукашевича. Его жизнь, испытанная в огне, среди трасс «Эрликонов», неуязвимая для вражеских пуль, оборвалась от нелепого случая и вследствие того, что к мыслям, к выводам л ет­ чиков не все начальники прислушивались. К тому времени мы уже все отказа­ лись от «фонаря» кабины «Мига-3», потому что он на большой скорости не от­ крывался и не давал возможности летчику выброситься из самолета. Лукашевич отправился получить только что отремонтированный самолет. В мастерской ус­ тановили фонарь на место. Лукашевич взлетел. В воздухе вдруг заклинило уп­ равление машиной, и она камнем стала падать на землю. Пилот не смог оста­ вить кабину. Он погиб под обломками непослушной машины, в кабине с неподат­ ливым фонарем. На земле, в фю зеляже самолета, под тягой, нашли забытый слесарем медный молоток. Мы с Лукашевичем вместе проложили немало боевых маршрутов на картах и в небе. Лукашевич, Никитин — в этих именах для меня воплощалось все вре­ мя войны. Когда не видишь рядом с собой друзей, с которыми столько раз под­ нимался в воздух, сражался с врагом и побеждал его, ты кажешься себе слабее, чем был раньше. В эти мрачные дни туманной, серой, бесцветной весны меня вызвали в штаб дивизии. Заместитель комдива сообщил, что в расположении наших войск недав­ но приземлился летчик-хорват на «Мессершмитте-109», воевавший в немецкой армии: — Пойдешь в спецгруппу, Покрышкин. Нужно полетать на «Мессершмит- те», изучить его досконально. Не возражаешь? Я ответил, не задумываясь: — Пойду. 5 Над Новочеркасском еще с высоты я различил среди наших самолетов на аэродроме три «Мессершмитта». Это была местная затея: потренировать летчиков на «Мессерах» и попробо­ вать использовать их в разведке, свободной «охоте» по тылам противника. Меня ждал командир спецгруппы генерал Науменко. Он приказал мне без проволочек идти знакомиться с «Мессером». Техник, принимавший участие в восстановлении двух других немецких ист­ ребителей, знал чужую машину до последнего винтика. Он объяснил мне систе­ му управления, я прощупал все кнопки на приборной доске, посидел, обвыкся в кабине и отправился к генералу за разрешением подняться з воздух. — Лети! — сказал он, с нетерпением ожидая, когда прирученный «Мессер- шмитт» будет кружить над аэродромом. Я запустил мотор, вырулил, взлетел. Сделал два круга. Идет легко. Ничего необычного в поведении самолета. На крыльях нарисованы без особого старания малоприметные звезды. Невольно качаешь головой: а вдруг встретят тебя наши истребители? И думаешь: в большой тайне рождались в двух разных странах «Мессершмитт-109» и «Як-1» (я однажды уже летал начнем), а есть немало об­ щего в их летно-боевых качествах. Значит, очень близко течение научной мысли двух стран.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2