Сибирские огни, 1964, № 12
после первой же схватки с нашим авангардом. «Макки» перед опасностью сгру дились еще плотнее, шли крыло в крыло. Когда до них осталось расстояние, р ав ное выстрелу реактивного снаряда, один наш истребитель залпом выпустил все свои шесть «эресов». Чертя огненные линии, снаряды достигли цели и, взры ва ясь, поразили сразу пять вражеских самолетов. Это произошло на глазах у всех. Пять «Макки» вспыхнули и горящими рух нули на землю. Уцелевшие шарахнулись в сторону, бросились наутек. Более удачного залпа «эресами» я не видел за всю войну. Немецкая авиация в ту зиму подновила свою технику. На нашем фронте, вместо «Хеншеля-126», над передним краем появилась «рама» —«Фокке-Вульф- 189». Этого разведчика-корректировщика очень скоро возненавидели все наши войска. «Р ам а» подолгу висела над артпозициями, окопами, корректировала огонь своей артиллерии. Иногда наземникам просто невозможно было что-либо предпринять против этого наводчика. Обстрел артиллерией противника, налеты «Юнкерсов», тяжелые потери, все трудности боев на земле пехотинцы связывали с присутствием в небе «р а мы». Двухфюзеляжный самолет был вестником налетов авиации и потому, если «раму» сбивал наш истребитель, ему аплодировали все, кто наблюдал за этим боем. Наш летчик считал большой победой, если от его огня падал на землю «Фокке-Вульф-189». Из-за ненавистной «рамы» погиб весной чудесный летчик Даниил Никитин. Он наскочил на нее, возвращ аясь из одиночного полета за линию фронта. Через несколько дней полк с почестями похоронил Лукашевича. Его жизнь, испытанная в огне, среди трасс «Эрликонов», неуязвимая для вражеских пуль, оборвалась от нелепого случая и вследствие того, что к мыслям, к выводам л ет чиков не все начальники прислушивались. К тому времени мы уже все отказа лись от «фонаря» кабины «Мига-3», потому что он на большой скорости не от крывался и не давал возможности летчику выброситься из самолета. Лукашевич отправился получить только что отремонтированный самолет. В мастерской ус тановили фонарь на место. Лукашевич взлетел. В воздухе вдруг заклинило уп равление машиной, и она камнем стала падать на землю. Пилот не смог оста вить кабину. Он погиб под обломками непослушной машины, в кабине с неподат ливым фонарем. На земле, в фю зеляже самолета, под тягой, нашли забытый слесарем медный молоток. Мы с Лукашевичем вместе проложили немало боевых маршрутов на картах и в небе. Лукашевич, Никитин — в этих именах для меня воплощалось все вре мя войны. Когда не видишь рядом с собой друзей, с которыми столько раз под нимался в воздух, сражался с врагом и побеждал его, ты кажешься себе слабее, чем был раньше. В эти мрачные дни туманной, серой, бесцветной весны меня вызвали в штаб дивизии. Заместитель комдива сообщил, что в расположении наших войск недав но приземлился летчик-хорват на «Мессершмитте-109», воевавший в немецкой армии: — Пойдешь в спецгруппу, Покрышкин. Нужно полетать на «Мессершмит- те», изучить его досконально. Не возражаешь? Я ответил, не задумываясь: — Пойду. 5 Над Новочеркасском еще с высоты я различил среди наших самолетов на аэродроме три «Мессершмитта». Это была местная затея: потренировать летчиков на «Мессерах» и попробо вать использовать их в разведке, свободной «охоте» по тылам противника. Меня ждал командир спецгруппы генерал Науменко. Он приказал мне без проволочек идти знакомиться с «Мессером». Техник, принимавший участие в восстановлении двух других немецких ист ребителей, знал чужую машину до последнего винтика. Он объяснил мне систе му управления, я прощупал все кнопки на приборной доске, посидел, обвыкся в кабине и отправился к генералу за разрешением подняться з воздух. — Лети! — сказал он, с нетерпением ожидая, когда прирученный «Мессер- шмитт» будет кружить над аэродромом. Я запустил мотор, вырулил, взлетел. Сделал два круга. Идет легко. Ничего необычного в поведении самолета. На крыльях нарисованы без особого старания малоприметные звезды. Невольно качаешь головой: а вдруг встретят тебя наши истребители? И думаешь: в большой тайне рождались в двух разных странах «Мессершмитт-109» и «Як-1» (я однажды уже летал начнем), а есть немало об щего в их летно-боевых качествах. Значит, очень близко течение научной мысли двух стран.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2