Сибирские огни, 1964, № 12
Он летел один. Чуть не задевая за крыши, развернулся и заш ел на посад ку. Наблюдая за ним, мы сразу почувствовали что-то неладное: казалось, маши на вела пилота, а не наоборот. Самолет пробежал, сколько мог, и остановился на полосе. Лопасти винта замерли. Сначала мы увидели разбитый борт кабины. Снаряд! Потом уже пилота — он безжизненно свалился на приборную доску. Вся кабина была залита кровью. Как он привел самолет?! Карпович один летал на разведку, а над городом нас всегда встречало по- истине черное от разрывов небо. Летчик ничего рассказать не мог, его, потеряв шего сознание, перенесли в санитарную машину и увезли. С Карповичем прои зошло то, что уже случалось с другими. Раненый летчик «держался» в воздухе на чувстве опасности, на стремлении дотянуть до аэродрома. Карпович долетел, но у него не осталось сил, чтобы зарулить самолет и подняться с сиденья. Мы смотрели на нашего друга и думали о том, что он как-то незаметно вы рос из новичка в опытного летчика. Только приобрел мастерство — потерял руку: ее раздробило осколками. Это была наша первая потеря в новом году. 3 В полк прибыло больше десяти новых, с виду хрупких, слишком уж моло дых летчиков. С ними нужно было кому-то заниматься. Меня вызвал к себе Виктор Петрович, и я сразу догадался, зачем я понадобился ему. Он составлял учебную программу для специальной эскадрильи. Командиром учебной эскадри льи он назначил капитана Павла Крюкова, я шел к нему заместителем. С Крюковым мы были знакомы с самого начала войны. Невысокого роста, плотный, несколько медлительный Пал Палыч в те дни был для меня тоже об разцом: он прошел сквозь битвы на Халхин-Голе, носил на гимнастерке уже по темневший орден Красного Знамени, я уважал этого летчика за его боевые за слуги, манеру держаться, говорить. Нам дали десять стареньких «И-16» и перебросили на аэродром с бетонным покрытием. Наш полк, теперь уж гвардейский, все еще воевал устаревшим оружием. Среди новичков сразу выделились своей хваткой Искрин, Вербицкий, Нау менко, Мочалов, Бережной... Им по душе пришлось фронтовое обучение. После занятий в землянке, у доски, с макетами самолетов — мы чуть ли не каждый день «сдавали экзамены» в боевых полетах. Нашей учебной эскадрильи цели ком передоверили штурмовку вражеских эшелонов, станций. «И-16» брал реак тивные снаряды — эти маленькие воздушные «катюши», и тогда старик стано вился грозой немецких железнодорожных составов. В те дни у нас родился новый прием штурмовки. Обычно истребители об стреливали цель с крутого пикирования, начинавшегося с большой высоты. Те перь мы летали под низким, облачным небом, часто во время поземки, когда земля читалась только на небольшом расстоянии. Такие условия заставили по пробовать обстреливать объекты с пологого пикирования. Получилось неплохо. Оказывается, при таком пикировании на объемные цели — машины, паровозы— у летчика есть больше времени для обстрела, чем при стремительном падении с высоты, и притом с близкой дистанции. Способ штурмовки с переменным профилем пикирования быстро все освои ли. Эскадрилья приняла его на вооружение. Иной раз, когда можно было штур мовать с нормальной высоты, все равно пикировали круто к земле, а потом с меньшим углом били по цели, проскакивая над загоревшимися машинами, чуть не задевая за них винтом самолета. Как-то в нашу эскадрилью прибыл комдив с инспектором Сорокиным. Появ ление их на нашем аэродроме напомнило мне их неудачное приземление в Астраханке. На этот раз прибытие для них обошлось благополучно, зато нам оно принесло много неприятностей. Я проводил занятие. На доске были начерчены две схемы пикирования: с уставным и переменным углом. Комдив, как всегда, строго и придирчиво осмот рел схемы, выслушал молодых летчиков. — Неправильно! — грянул он. — Все это чьи-то выдумки. Где настав ления? — Нет наставлений, товарищ генерал, — доложил Крюков, поглядывая на меня. У нас действительно не было никаких пособий, потому что в то время их не было и в полку. В учебе мы опирались на свои знания и на фронто вой опыт. — Сорокин, разъясните правильные положения! Инспектор начал повторять известные нам уставные истины, дополняя их примерами из практики войны. Слушая его, я понял, что инспектор записывал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2