Сибирские огни, 1964, № 12
Пришлось пояснять всем, что и на тыловом аэродроме надо чувствовать се бя как на войне, что с той минуты, когда летчик сядет в самолет, он уже воюет. Молодым пилотам пора было на передний край. Затянувш аяся учеба способна не только мобилизовать внимание, но и рас слабить его. Я в тот же день послал донесение, что переподготовка закончена. Меня самого уже влекло на фронт. Приказа долго ждать не пришлось. Приехал начальник штаба. Мы встретили его с восторгом: он привез разрешение на пере лет. Я на «Ути», все молодые летчики на «Мигах» в один из последних солнеч ных дней октября возвратились в полк. 2 А настоящие воздушные бои в это время на нашем фронте происходили все реже и реж е. Непогодь прижала авиацию к земле. Мы ждали прояснений в небе, ждали побед почти без нашей поддержки. Группой летать вообще было невоз можно: пойдешь, растеряешь всех так, что и не соберешь никогда. В районе Ростова в это время готовились, а вскоре и произошли знамена тельные события. Немцам не удалось обойти Ростов севернее, там они натолкну лись на стойкую оборону советских войск, которые в свою очередь сами перешли в наступление, нависая с севера над главными силами противника. Неутихающий гул битвы, ее напряжение доходили до нашего аэродрома. Мы жили этой битвой. Но редкие вылеты на штурмовку не оказывали в те дни существенной помощи наземникам. Единственный вид боевой работы, который мы могли использовать теперь и который оказывал влияние на ход фронтовых событий, была воздушная разведка. Одиночные и в паре полеты на разведку про водились нашим полком почти ежедневно. В один из таких гнетущих серых дней, когда мы сидели в своей землянке за столом, — кто читал, кто рассматривал карту, кто «забивал в козла» — ме ня вдруг позвали к телефону. — Покрышкин слушает. — На КП! По голосу оперативного дежурного я почувствовал, что надо брать планшет с картой. Но когда вышел за дверь, понял, что никакие карты не нужны: друго го края аэродрома не видно. Правда, в минуты какого-то глубокого сознания своей бездеятельности, своей бесполезности, я подумывал о полете на предель но малой высоте. Такой полет можно было бы назвать и пешеходным путешест вием, потому что летчику пришлось бы ориентироваться точно так же, как любо му пешеходу: по телеграфным столбам, развилкам дорог, посадкам, строениям. Но для такой детальной ориентировки местность необходимо знать тщ ательней шим образом. Виктор Петрович, подав руку, усадил меня возле себя, как для очень важно го, сугубо личного разговора. Он спросил меня о самочувствии и о том, знаю ли я, что наш полк представлен на звание «Гвардейский». — Были лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, была К рас ная гвардия, будет и Н-ский гвардейский истребительный полк периода Великой Отечественной войны, — р азъ ясн ял командир полка. — Мы тоже заслужили та кой чести. Но надо лететь. — Сейчас? — Да. Звонил комдив. Получено задание штаба фронта. Комдив прямо свя зывает выполнение этого задания с продвижением материалов на звание гвардей ского полка. — Если лететь, то одному. — Безусловно. При такой погоде, воистину, где пройдет один, два — ни за что! Надо найти, Покрышкин, танки генерала Клейста. 3 О танковой группе Клейста я слышал из газет. Бронированный кулак Гит лера наносил ощутимые удары. Я знал, что эта группа прошла западнее Орехо ва, через районы Донбасса и очутилась у Дона. Здесь танки Клейста пытались взять Шахты, форсировать Дон и обойти Ростов. Получив сокрушительный контрудар под Шахтами, мощная группа немецких танков откатилась назад и исчезла где-то под покровом осенних туманов. Нужно только увидеть их, сообщить, где, в каком месте они в данное время, и командованию фронта станут ясными все оперативные планы вражеской груп пы «ЮГ». Командованию надо знать, куда направлены танковые силы врага — вот что сейчас является решающим в расчетах нашей оборонительной тактики в этом районе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2