Сибирские огни, 1964, № 12

Пришлось пояснять всем, что и на тыловом аэродроме надо чувствовать се­ бя как на войне, что с той минуты, когда летчик сядет в самолет, он уже воюет. Молодым пилотам пора было на передний край. Затянувш аяся учеба способна не только мобилизовать внимание, но и рас­ слабить его. Я в тот же день послал донесение, что переподготовка закончена. Меня самого уже влекло на фронт. Приказа долго ждать не пришлось. Приехал начальник штаба. Мы встретили его с восторгом: он привез разрешение на пере­ лет. Я на «Ути», все молодые летчики на «Мигах» в один из последних солнеч­ ных дней октября возвратились в полк. 2 А настоящие воздушные бои в это время на нашем фронте происходили все реже и реж е. Непогодь прижала авиацию к земле. Мы ждали прояснений в небе, ждали побед почти без нашей поддержки. Группой летать вообще было невоз­ можно: пойдешь, растеряешь всех так, что и не соберешь никогда. В районе Ростова в это время готовились, а вскоре и произошли знамена­ тельные события. Немцам не удалось обойти Ростов севернее, там они натолкну­ лись на стойкую оборону советских войск, которые в свою очередь сами перешли в наступление, нависая с севера над главными силами противника. Неутихающий гул битвы, ее напряжение доходили до нашего аэродрома. Мы жили этой битвой. Но редкие вылеты на штурмовку не оказывали в те дни существенной помощи наземникам. Единственный вид боевой работы, который мы могли использовать теперь и который оказывал влияние на ход фронтовых событий, была воздушная разведка. Одиночные и в паре полеты на разведку про­ водились нашим полком почти ежедневно. В один из таких гнетущих серых дней, когда мы сидели в своей землянке за столом, — кто читал, кто рассматривал карту, кто «забивал в козла» — ме­ ня вдруг позвали к телефону. — Покрышкин слушает. — На КП! По голосу оперативного дежурного я почувствовал, что надо брать планшет с картой. Но когда вышел за дверь, понял, что никакие карты не нужны: друго­ го края аэродрома не видно. Правда, в минуты какого-то глубокого сознания своей бездеятельности, своей бесполезности, я подумывал о полете на предель­ но малой высоте. Такой полет можно было бы назвать и пешеходным путешест­ вием, потому что летчику пришлось бы ориентироваться точно так же, как любо­ му пешеходу: по телеграфным столбам, развилкам дорог, посадкам, строениям. Но для такой детальной ориентировки местность необходимо знать тщ ательней­ шим образом. Виктор Петрович, подав руку, усадил меня возле себя, как для очень важно­ го, сугубо личного разговора. Он спросил меня о самочувствии и о том, знаю ли я, что наш полк представлен на звание «Гвардейский». — Были лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, была К рас­ ная гвардия, будет и Н-ский гвардейский истребительный полк периода Великой Отечественной войны, — р азъ ясн ял командир полка. — Мы тоже заслужили та­ кой чести. Но надо лететь. — Сейчас? — Да. Звонил комдив. Получено задание штаба фронта. Комдив прямо свя­ зывает выполнение этого задания с продвижением материалов на звание гвардей­ ского полка. — Если лететь, то одному. — Безусловно. При такой погоде, воистину, где пройдет один, два — ни за что! Надо найти, Покрышкин, танки генерала Клейста. 3 О танковой группе Клейста я слышал из газет. Бронированный кулак Гит лера наносил ощутимые удары. Я знал, что эта группа прошла западнее Орехо­ ва, через районы Донбасса и очутилась у Дона. Здесь танки Клейста пытались взять Шахты, форсировать Дон и обойти Ростов. Получив сокрушительный контрудар под Шахтами, мощная группа немецких танков откатилась назад и исчезла где-то под покровом осенних туманов. Нужно только увидеть их, сообщить, где, в каком месте они в данное время, и командованию фронта станут ясными все оперативные планы вражеской груп­ пы «ЮГ». Командованию надо знать, куда направлены танковые силы врага — вот что сейчас является решающим в расчетах нашей оборонительной тактики в этом районе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2