Сибирские огни, 1964, № 12
или нет — для меня в данном случае безразлично. Мне бы только встретить авиа ционного командира. В овраге я увидел пепел сожжённых бумаг, разбросанные противогазы, ка кие-то перевернутые ящики. Среди людей издали узнал по голубым петлицам авиатора. Это был полный, невысокого роста генерал-майор, дававший какие-то указания штабным начальникам. Я так обрадовался ему и другим авиаторам, что даже не дождался конца их разговора. — Разрешите обратиться, товарищ генерал-майор? — Обращайтесь. Я рассказал о своем путешествии с «Мигом» на прицепе. Генерал внима тельно посмотрел на меня. В его спокойных, но уставших глазах я прочел одобре ние того, что я делал до сих пор. Но он не высказал его мне. — Знаешь что, старший лейтенант, — по голосу генерала я почти догадал ся, что он скажет дальше. — Если ты сам выберешься отсюда, будет очень хо рошо. А самолет сожги. — Понятно, товарищ генерал. Тяжело... свой «Миг». — Сожги. С ним из окружения не выбраться. — Есть, сжечь. Я отдал честь, повернулся и ушел и з штаба, взбираясь по крутой тропинке. Только поднялся на гору, заметил в поле небольшую скирдочку. Пламя охватило скирду, самолёт загорелся. Я и моя команда смотрели на это грустное зрелище, пока остов «Мига» не привалило жаром от соломы. Потом я вскочил в полуторку, сержант в ЗИЛ . В те минуты я, наверно, сам себе не отдавал отчета, куда так торопился. Может быть, просто подальше от этого села, чтобы не видеть больше жгущего мне душу ко стра, не видеть беспомощных генералов, могущественных и никчемных сейчас гаубиц на собственном ходу. Навстречу мчались повозки, запряженные лошадьми. Их было около десяти. Повозочные стояли на ногах и что было силы секли кнутами лошадей. Мы подвер нули к одной хате, остановились. Из погреба вылезла женщина и, пригибаясь, подбежала ко мне: — Ой, що ж вы робите з нами? Як побачать машину, спалять ж е нашу хату. В воздухе свистели пули. Мы завели машины. Прижимаясь к садам, я по ехал впереди. Надо было возвращаться к скрытой стоянке. Когда через некото рое время я огляделся, ЗИЛа за мной не было. У лесополосы я высматривал, ждал его. Сержанта я считал своим самым надежным попутчиком. Теперь вспом нил, как он предлагал мне гражданскую одежду, рассказывал, что однажды та ким образом уже выбирался и з окружения. Я тогда категорически отказался от его услуг и ему посоветовал идти вперед воином, смело смотреть в глаза опасно сти. Знать, не дошли до него мои слова. К стоянке прибывали новые машины. На одной из них я увидел много деву шек. Присмотрелся к ним и узнал медицинскую сестру, некоторых пологских са нитарок. Подумать страшно — госпиталь, значит, оставлен, его не успели бы так- быстро вывезти. Что было бы со мной? А где теперь Комлев, выехавший из По логов на восток?.. На моей машине, свободной, без прицепа, сидит несколько десятков солдат, не сходят с нее, ждут ночи, чтобы ехать. Я представляю себе, какой трудной бу дет езда ночью, а водить я умею плоховато. — Есть среди вас шоферы? — спрашиваю, встав на подножку. — Есть, — откликается один. — Принимай машину! Шофер-солдат был рад такому случаю. Он проверил мотор, скаты и подсел ко мне, в кабину. Серьезно, с чувством достоинства посмотрел на меня, улыб нулся. — Пробьемся? — спросил я, чтобы услышать его голос. — Вместе со всеми — обязательно! Нам бы только через Берду, через Ка- ратиш... Б ерега крутые, я здешний, знаю. — Р а з больше меня знаешь эту местность, тебе и руль в руки. 5 Наверно, так устраиваются психические атаки: надо идти, только идти, не обращая внимания на пули, на падающих перед тобой, рядом с тобой. Победите лями остаются те, кто не дрогнет, не повернет обратно. Всех, кто был в овраге, в лесополосе, кто ждал ночи, чтобы прорываться на восток, пехотный полковник выстроил в колонну между машинами и дал команду двигаться вперед. Но только мы прошли немного, от следующей лесополосы взлетели ракеты , и вся масса людей и машины оказались на открытом месте, как на ладони. Застрочили немецкие автоматчики. Крик, возгласы. Люди падают на землю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2