Сибирские огни, 1964, № 12

или нет — для меня в данном случае безразлично. Мне бы только встретить авиа­ ционного командира. В овраге я увидел пепел сожжённых бумаг, разбросанные противогазы, ка­ кие-то перевернутые ящики. Среди людей издали узнал по голубым петлицам авиатора. Это был полный, невысокого роста генерал-майор, дававший какие-то указания штабным начальникам. Я так обрадовался ему и другим авиаторам, что даже не дождался конца их разговора. — Разрешите обратиться, товарищ генерал-майор? — Обращайтесь. Я рассказал о своем путешествии с «Мигом» на прицепе. Генерал внима­ тельно посмотрел на меня. В его спокойных, но уставших глазах я прочел одобре­ ние того, что я делал до сих пор. Но он не высказал его мне. — Знаешь что, старший лейтенант, — по голосу генерала я почти догадал­ ся, что он скажет дальше. — Если ты сам выберешься отсюда, будет очень хо­ рошо. А самолет сожги. — Понятно, товарищ генерал. Тяжело... свой «Миг». — Сожги. С ним из окружения не выбраться. — Есть, сжечь. Я отдал честь, повернулся и ушел и з штаба, взбираясь по крутой тропинке. Только поднялся на гору, заметил в поле небольшую скирдочку. Пламя охватило скирду, самолёт загорелся. Я и моя команда смотрели на это грустное зрелище, пока остов «Мига» не привалило жаром от соломы. Потом я вскочил в полуторку, сержант в ЗИЛ . В те минуты я, наверно, сам себе не отдавал отчета, куда так торопился. Может быть, просто подальше от этого села, чтобы не видеть больше жгущего мне душу ко­ стра, не видеть беспомощных генералов, могущественных и никчемных сейчас гаубиц на собственном ходу. Навстречу мчались повозки, запряженные лошадьми. Их было около десяти. Повозочные стояли на ногах и что было силы секли кнутами лошадей. Мы подвер­ нули к одной хате, остановились. Из погреба вылезла женщина и, пригибаясь, подбежала ко мне: — Ой, що ж вы робите з нами? Як побачать машину, спалять ж е нашу хату. В воздухе свистели пули. Мы завели машины. Прижимаясь к садам, я по­ ехал впереди. Надо было возвращаться к скрытой стоянке. Когда через некото­ рое время я огляделся, ЗИЛа за мной не было. У лесополосы я высматривал, ждал его. Сержанта я считал своим самым надежным попутчиком. Теперь вспом­ нил, как он предлагал мне гражданскую одежду, рассказывал, что однажды та­ ким образом уже выбирался и з окружения. Я тогда категорически отказался от его услуг и ему посоветовал идти вперед воином, смело смотреть в глаза опасно­ сти. Знать, не дошли до него мои слова. К стоянке прибывали новые машины. На одной из них я увидел много деву­ шек. Присмотрелся к ним и узнал медицинскую сестру, некоторых пологских са­ нитарок. Подумать страшно — госпиталь, значит, оставлен, его не успели бы так- быстро вывезти. Что было бы со мной? А где теперь Комлев, выехавший из По­ логов на восток?.. На моей машине, свободной, без прицепа, сидит несколько десятков солдат, не сходят с нее, ждут ночи, чтобы ехать. Я представляю себе, какой трудной бу­ дет езда ночью, а водить я умею плоховато. — Есть среди вас шоферы? — спрашиваю, встав на подножку. — Есть, — откликается один. — Принимай машину! Шофер-солдат был рад такому случаю. Он проверил мотор, скаты и подсел ко мне, в кабину. Серьезно, с чувством достоинства посмотрел на меня, улыб­ нулся. — Пробьемся? — спросил я, чтобы услышать его голос. — Вместе со всеми — обязательно! Нам бы только через Берду, через Ка- ратиш... Б ерега крутые, я здешний, знаю. — Р а з больше меня знаешь эту местность, тебе и руль в руки. 5 Наверно, так устраиваются психические атаки: надо идти, только идти, не обращая внимания на пули, на падающих перед тобой, рядом с тобой. Победите­ лями остаются те, кто не дрогнет, не повернет обратно. Всех, кто был в овраге, в лесополосе, кто ждал ночи, чтобы прорываться на восток, пехотный полковник выстроил в колонну между машинами и дал команду двигаться вперед. Но только мы прошли немного, от следующей лесополосы взлетели ракеты , и вся масса людей и машины оказались на открытом месте, как на ладони. Застрочили немецкие автоматчики. Крик, возгласы. Люди падают на землю.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2