Сибирские огни, 1964, № 12

В один из тех дней меня послали на разведку, по существу в наш тыл — к 'Орехову. — Обрати внимание на дороги. Есть неподтвержденные сведения, что там появились немецкие мотоциклисты, — уточнил задание Виктор Петрович. Я полетел в паре с капитаном Барышниковым, уже перед вечером. Густо синело осеннее небо в кучевых облаках. По дорогам продвигались на запад, к .Днепру, небольшими группами наши войска. Подкрепление: западнее Мелитопо­ л я идут тяжелые бои. Но как очутились в нашем тылу немецкие мотоциклисты? Ведь если они появились у Орехова, то завтра выйдут в тыл нашим наступающим войскам и танки. Неужели здесь повторится то же, что было под Котовском и Николаевым? На дорогах — машины, повозки, беженцы. Они тянутся на юго-восток. Мне уже виден Орехов. Чтобы не проглядеть на земле ничего существенного, летим на малой высоте. Правее Орехова в небе—рвутся зенитные снаряды. Наши или нет? Надо идти на разрывы , чтобы просмотреть землю. Еще несколько минут полета, и все проясняется: нас обстреливают «Эрликоны». Мой ведомый вдруг отваливает и разворачивается. Я не могу понять его .действий, нам ведь надо пройти дальше, чтобы определить, какие именно войска противника заняли Орехов. Ведомый уже скрылся в южном направлении, очевид­ но, его подбили. Теперь вся задача на мне одном. Севернее Орехова стеной встали трассы. Идти прямо на них — собьют, е с ­ ли не проникну дальше — ничего не увижу. Набираю высоту и ныряю в облака, меняя курс. Да, одному в таком полете трудно — все «Эрликоны» целятся в те­ бя. Лишь за облаками отрываюсь от зениток. Пролетев немного на север, пики­ рую к самой земле и выскакиваю на дорогу, иду на Орехов со стороны Запоро­ жья, с вражеского тыла. У самого Орехова — танки, машины, артиллерия... Одних танков более сот­ ни... Проношусь над ними, а выше — огненная крыша зенитных трасс. Возвращаюсь в полк. Южнее Орехова на дорогах только повозки беженцев. Лечу и думаю: как мало людей сейчас знает, какая угроза нависает над ними. Если бы знали, никто бы сейччс не посылал частей в наступление, не направлял бы резервы западнее Мелитополя. Ведь всем нашим войскам надо немедленно готовиться отразить удар с севера, чтобы не оказаться в окружении. На аэродроме подруливаю прямо к КП. Летчики уже оставили самолеты, ждут отправления в общежитие. Расправляя карту, я приглашаю командира пол­ ка в сторонку. Я должен рассказать правду о виденном. Здесь никому не нужны ни преуменьшения, пи преувеличения. Но как сказать о гом, что я чувствую, что я думаю после этого полета? Я помню Николаев... — Что там? — Виктор Петрович испытующе смотрит на меня. — Плохо! У Орехова черно от немецких танков и машин. — Точно? — Как то, что я стою перед вами. После моего подробного доклада командир бросается к телефону, спрашива­ е т меня на ходу: — Почему ведомый пришел раньше? — Не знаю, товарищ командир. Среди летчиков я не вижу своего ведомого, но понимаю, что он тут. Сейчас не до него, спрошу обо всем потом. Товарищи окружают меня, посматривают тревожно. Никто ни о чем не спрашивает. Моя тайна им понятна без слов: север­ нее нас, уже в нашем тылу, наступает противник. Командир полка выходит с КП. — Сейчас же перелетаем на Володарское! Да, в ту осень учебные аэродромы очень быстро превращались во фронто­ вые, а сумерки тоже стали подходящим временем для перелетов. Самолет на дорогах 1 На другое утро я снова лечу со своим ведомым Степаном Комлевым на Орехов.... * Еще перед вылетом мы условились о взаимодействии в районе разведки: если понадобится что-то рассмотреть, я снижаюсь один, он остается на высоте. Балка, туман. Пикирую почти до самой земли. По дороге движутся на Оре­ хов наши машины. Взмываю вверх и через некоторое время опять «зондирую» туман, застлавший долину. Снова — наши войска. Значит, немцам не удастся пройти здесь победным маршем. Будут бои!..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2