Сибирские огни, 1964, № 12

— Значит, и на «Иле» надо уметь воевать? — А как же? Буду учиться! 2 Вечером стало известно, что с плацдарма в районе Каховки немецкие войска перешли в наступление. Полк рано утром перелетает на аэродром под Мели­ тополь. На новом аэродроме мы приземлились после штурмового налета на враже­ ские войска. Каждый израсходовал весь боекомплект, а на аэродроме еще нет ни горючего, ни боеприпасов. Мы затащили самолеты в лесополосу, забросали их ветками и занялись тем, что на летном жаргоне называется «травить ба­ ланду». Сидим на солнышке, перемалываем старые истории, изредка посматриваем в небо. А чего наблюдать за ним? Кто сюда залетит? Мы, наконец, приземлились в таком глухом уголке, что попробуй разыщи, лесополосы в степи надежно ук­ рыли нас, безоружных. О, все-таки кто-то летит! Интересно, кто же?.. — Комдив! Его «УТИ-4» мы хорошо знаем. «УТИ» идет над самой землей, на уровне деревьев лесополосы и с теневой стороны. Маскировка полная, хотя в воздухе никакой опасности. Острые глаза авиаторов точно определяют умение летчика вести машину, особенно по тому, как он заходит на посадку. — Комдив с инспектором. Вдвоем пилотируют. — Достанется нам за нашу бездеятельность. «УТИ» разворачивается с крутым виражом, низко, чуть выше деревьев. — Не бойся, прежде чем сесть, они еще заденут за шарик. — Не каркай! Самолет действительно резко просел, зацепился крылом за землю и рухнул на поле. Кто-то захохотал и сразу же, поняв трагичность случая, умолк. Не до сме­ ха. Бежим к месту аварии. Если бы мы увидели здесь кого-то другого, но не на­ ших начальников, можно было бы и посмеяться. Их падение оказалось и комич­ ным и удивительно счастливым. Помогли выбраться обоим из-под сломанного самолета. Комдив, хотя и не может как следует говорить, — у него ранена щ ека, — отчитывает инспектора: — Я же тебе передал ручку! — А я считал, что вы сами будете сажать. Подъехала машина, увезла легко пострадавших. Теперь можно и посме­ яться. — Как ты угадал? — напали мы на летчика-пророка. — Видно птицу по полету. Они так жались к земле... Несчастье с «УТИ» спасло и нас, и командира БАО от обычных грозных выговоров комдива. События развивались своим чередом. Машины БАО пришли с опозданием потому, что их бомбили по дороге. Немецкие дивизии, форсировав Днепр, уже продвигались к Мелитополю и Сивашу. Но машины все же пришли, и мы повели наши заправленные самолеты на штурмовку. Летим двумя четверками, одну веду я, другую Фигичев. Лукашевич — веду­ щий пары, со мной идет Гросул, крупного сложения, чернявый молдаванин. Валы пыли на дорогах встают, как ориентиры продвижения немецких войск. Идут колонны танков и машин в направлении Мелитополя. Таврия, так же, как Днепр, уже окутана дымом... Фигичев и его напарники на «Мигах» бросают бомбы, обстреливают голову колонны, я пикирую за ними. Еще не послал своих бомб, оглядываюсь по сторо­ нам и вижу: десять «Мессершмиттов» валятся на нас с высоты. Освобождаюсь от бомб и резко веду машину вверх, с левым разворотом. За мной идут «И-16» и «Чайка». Гросул разворачивается вправо. Четверка Фигичева, отбомбившись, легла на обратный курс. Они не видят «Мессеров». Численное превосходство противника всегда действовало на меня одинако­ во: во что бы то ни стало я должен сбить или подбить одного из всей кучи, тог­ да можно считать наши силы равными. Немцы при виде падения своего самоле­ та сразу меняют, тактику — из них никто не полезет на рожон, они будут лишь ловить твой прощах, бить только наверняка, но без риска. Что ж, надо драться и с десятью. Вот этот, что погнался за Гросулом, должен быть моей жертвой. Не со­ бью его — конец Гросулу. Скорость у меня превосходная, цель намечена. Тя­ ни, мотор, не подведи! Я знаю, что за мной уже несется «Мессершмитт», что он защищает своего точно так же, как я Гросула, но я чувствую расстояние, наде­ юсь на скорость машины и считаю, что успею атаковать раньше, чем обстреля­ ют меня.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2