Сибирские огни, 1964, № 12

воевателям расстреливать, топить людей, которые хотят найти спасение от ужа­ сов войны на левом берегу Днепра. Широкий седой Днепр в своем низовье! Свободно расступились здесь его бе­ рега, вольный простор открыли могучему течению. Р едкая птица, писал Гоголь, долетит до середины Днепра. И впрямь, немало ей понадобится времени, чтобы перемахнуть такую водную гладь, а медленному парому, который идет с Бери- слава на левый берег, намного больше. Мы, истребители, прикрываем переправу, патрулируем над Днепром, и нам иногда кажется, что маленький катер, который тащит огромную баржу с людьми, повозками, скотом, машинами, комбайнами, вообще не имеет сил дотянуть ее к левому берегу. А на правом уже собралось целое скопище ожидающих перевоза. В первых вылетах мы познакомились с богатой Таврией — в поле скирды соломы и хлеба, возле сел колхозные сады, огороды, баштаны, — увидели, кого перевозят днепровские медлительные паромы. Те самые эвакуирующиеся, кото­ рых мы встречали в Березовке, в Тузлах — сельское и городское население, ма­ шины, скот и почти нет военных. Значит, наша армия сражается стойко и не на­ мерена отходить за Днепр. «Не пустим врага за Днепр!» «Ни шагу назад!» Я не видел этих лозунгов у дорог, но я произносил их сам для себя, я читал их в глазах друзей, в печальных глазах украинских крестьянок. С рассвета до позднего вечера мы — на аэродроме, в полетах. Барражирова­ ние над определенным районом — новый для всего полка вид боевой работы. Суметь правильно расположить силы, группы, найти для себя самое выгодное место, обеспечить оборону всего района — эти задачи кажутся слишком общими, но вместе с тем они совершенно конкретные. Они потребовали от нас изобрета­ тельности, поисков новых приемов. Одной из таких находок были наши «ножницы». Не приписываю себе автор­ ства ни в изобретении приема, ни в его наименовании, но убежден, что он мог ро­ диться только в полетах строем пары, за который боролся и я, лишь в таких по­ летах, как барражирование. Если начертить этот прием графически, он напомнит цепочку из восьмерок. Два самолета сходятся и расходятся, встречаясь периоди­ чески. Они взаимно прикрывают друг друга, просматривают большое простран­ ство и медленно продвигаются вперед. «Ножницы» со временем стали нашим пол­ ковым тактическим «козырем». В эти дни, когда мы, истребители, оберегали небо над переправой, сра­ жаясь с «Мессерами», наши «ИЛ-2» вместе с «Мигами» ходили на штурмовку вражеских войск по дорогам Заднепровья. Однажды, возвратясь с задания, я пришел на КП и увидел у телефона Валю с заплаканными глазами. Я остановился перед ней. Она бросила на меня корот­ кий, какой-то ожидающий взгляд и тут ж е опустила голову. Ее глаза, полные слез и тревоги, глубоко тронули меня. До сих пор Валя была всегда веселой, под­ вижной, предупредительной. — Фигичев что-то не возвращается, — сообщил Никандрыч после моего доклада. — Когда он вылетел? — спросил я. — Идет третий час. — Третий?! — неосторожно воскликнул я. — A-а, всего лишь третий? На «Иле» ведь, как на волах, продвигаются медленно, но верно. Валя предложила Никандрычу ещ е р аз позвонить в штаб дивизии, на сосед­ ние аэродромы. — Звоните! Обязательно! — сказал начальник штаба. Я подождал, пока ответят из штаба дивизии. Нет, о Фигичеве не поступило никаких сообщений. — Не грусти, он вот-вот сам позвонит! попытался подбодрить Валю и. не найдя сказать ничего другого, удалился: я не переносил женских слез. Если бы это произошло с кем-нибудь другим, не с Фигичевым, она, конеч­ но, переживала бы не так сильно. Я направился к своему самолету, чтобы ждать вызова снова идти на Каховку, сраж аться с «Мессерами». На стоянке сообщил летчикам о Фигичеве, о слезах Вали. — Уже плачет? Что-то рано. — А сколько времени будет не рано? — Самые скороспелые черешни не созрели бы за это время. А любовь не вишня. — A -а, ты о чувствах? — Да, о них! — На войне все возникает внезапно, и любовь тоже. — Я бы запретил здесь всякие подобные связи. — Как это запретил? Разве чувства можно разрешать или запрещать? — Да, можно! Командиру эскадрильи это прежде всего не к лицу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2