Сибирские огни, 1964, № 12
— Покрышкин — к командиру полка! Б егу на КП. • Навстречу Виктор Петрович: — Летите, посмотрите, что там. Я тороплюсь к самолету. Только поднялись с Лукашевичем — вижу немец кие танки. Они идут по двум дорогам и сходятся в одну колонну. У самого горо да! Думаю о людях, что сейчас трудятся в цехах, на верфях, о детях, играющих в городском сквере. Вот-вот на них обрушатся снаряды. Но я решаю пролететь над самыми танками, чтобы еще убедить себя, что это немецкие. Дорого обошлось Лукашевичу мое сомнение: вражеские зенитные пулеметы пробили бензобак самолета. Бензин, 'проливаясь струйкой, испаряется и превра щается в белую длинную ленту. Я лечу рядом с Лукашевичем. Дотянуть бы нам до аэродрома. Приземлившись, я подруливаю прямо к КП. — Ну что? — встречает меня командир полка. У КП много людей. А — Отойдемте в сторону, — тихо говорю ему. — Что там? — Километрах в пяти от нас немецкие танки. Виктор Петрович быстро направляется к телефону, докладывает штабу ди визии обо всем, что мы успели увидеть. Я гляжу на него: неужели в штабе и те п ер ь не поверят моему донесению? — Всем подготовиться к взлету! — приказывает Виктор Петрович. Идем к самолетам. У машины Лукашевича работают техники, заделывают деревянной пробкой пробоину. Говорим о городе, которому мы, летчики, не смо жем оказать сколько-нибудь существенной поддержки в обороне. Если бы нам поверили после первого полета, вероятно, можно было бы встретить внезапно по явившиеся вражеские войска вооруженным заслоном. А теперь бои в самом горо де будут очень тяжелыми. В злетая с аэродрома, самолеты через несколько минут пикируют на колон ну противника севернее Николаева. Стреляем по машинам и разворачиваемся на восток. Где-то недалеко от Херсона есть село Чернобаевка. Ориентир единственный: там много других самолетов. Большое поле под Чернобасвкой было все заставлено самолетами и напо минало скорее какую-нибудь авиационную выставку, чем фронтовой аэродром. Мы с Лукашевичем приземлились на узенькой свободной полосе и, свернув в сторону, очутились по соседству с «Чайками» и «ишаками». Пока рулили к этому местечку, заметили машины почти всех существовавших в то время типов. Здесь стояли высокие, длинноносые «ИЛ-2», «СУ-2», «И-16», новенькие «Лаги», «Миги»... Их было много. Казалось, несколько птичьих стай опустилось здесь от усталости, чтобы отдохнуть. Прилетали и прилетали новые группы. Авиация от ступала. Она скопилась здесь потому, что с юга было море, а с севера надвига лись танки вражеской армии. Куда перелетать — пока никто не знал. Через несколько часов возле аэродрома Чернобаевки начали рваться бомбы, сброшенные «Юнкерсами». Немцы бомбили дорогу, по которой отходили к Днеп ру наши войска. К этому времени всем полкам, которые сидели здесь, уже было определено место базирования за Днепром. Взрывы бомб подняли эту огромную стаю самолетов за несколько минут. Я никогда не видел такого зрелища: взлетели почти одновременно «Чайки», «СУ-2», «И-16», «Лаги», «Миги». Но никто не столкнулся. Только опасность могла так мобилизовать внимание людей, заставить действовать так четко и мол ниеносно. Мы с Лукашевичем задержались и взлетели по свободному аэродрому. Ско ро под крыльями засверкал широкий, спокойный Днепр. Ой, Днепро, Днепро!.. 1 Не успели мы осмотреться в Чаплинке, освоиться с новым аэродромом, как нам приказали идти на прикрытие Каховской переправы. Сюда стекалось несколько живых потоков с охваченной огнем Правобереж ной Украины К этой переправе подступали ударные немецкие дивизии, одна за другой шли группы вражеских самолетов. Перед нами, истребителями, была по ставлена задача охранять переправу с неба, не давать обнаглевшим немецким за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2