Сибирские огни, 1964, № 12
дает бой большому отряду критиков по поводу оценки повести «Свидетели». Он приводит высказывания своих многочис ленных оппонентов, единодушно вынес ших отрицательный приговор «Свидете лям». И опровергает их. Сила его аргу ментации заключается прежде всего в теоретической верности положений, на которые опирается критик в споре. Осу дившие «Свидетелей» утверждали, что «просчет писателя в том, что роль бор ца с рутиной... досталась персонажу, ко торый не вправе претендовать на нее». Н. Яновский вскрывает методологиче скую ошибочность такого положения, справедливо утверждая, что «отличный и действенный прием прямого противо поставления «положительных» и «отри цательных» начал не является в сатири ческих произведениях единственным и объявлять его таковым это значит обед нять литературу, ставить ей искусствен ные препоны», что главное — в пози ции автора, способного и через «недо стойную» героиню сказать свою правду. Опровергнув методологию оппонен тов, критик не ограничивается этим и переходит к тщательному анализу обра за героини «Свидетелей», доказывая, что «вотум недоверия», вынесенный Ев гении Арзамасской, также лишен солид ных оснований. Мужественно отстаивал Н. Яновский творчество тогда еще совсем молодого Ильи Лаврова от упреков критики в пес симизме, отрыве от жизни, ложном гу манизме и прочих многочисленных грехах. В статье «Новое» и «ста рое» в творчестве И. Лаврова» он всту пил в горячую схватку со многими кри тиками с «именами» и без оных. И жизнь доказала правоту Н. Яновского, утверждавшего: «Светом нашей жизни пронизано лучшее в творчестве И. Лав рова. Д ля всех, кто любит писателя, очевидно, что он стоит на пороге реше ния главной задачи нашей литературы — крупно выписать героя нашего време ни, первого строителя коммунизма на земле». После «Встречи с чудом» вряд ли кто станет оспаривать этот вывод. Полемизируя, он не считается с име нами и авторитетами. Глубокое уваже ние к А. С. Макаренко не мешает кри тику оспорить его понимание образа Мартынова из «Правонарушителей»: общепризнанное значение горьковских оценок не останавливает критика перед тактичной полемикой с его мнением о сборнике Вс. Иванова «Тайное тайных». В критической работе Яновского им понирует решительное отчуждение от литературной групповщины. Беря в ру ки статьи некоторых авторов, уже зар а нее знаешь, кто из писателей будет пре^ вознесен и кто раскритикован. Оценки Н. Яновского зависят не от имени писа теля, а характера книги. Одна из задач художественной крити к и , то, что во многом определяет ее об щественную необходимость, заключает ся в стремлении людей, занижающихся ею, открыть идейное и эстетическое бо гатство художественного произведения, которое как будто лежит на erb поверх ности, как будто видимо всеми, но отда ется наиболее зорким и умелым, не только вооруженным специальными зн а ниями, но и обладающим тонким художе ственным чутьем. Все знают Лушку На гульнову во второй книге «Поднятой це лины», о ней писали многие исследова тели, но Н. Яновский увидел ее по-ново му, свежим и точным зрением, и мы вместе с ним, может быть, впервые по няли, что «совсем не одной красотой ее пленились и Нагульнов и Давыдов», что, кроме многожды отмеченной писав шими о романе чисто женской зазывно- сти, есть в ней человек, «жаждущий сво ей, пусть ложно понятой внутренней сво боды, права свободно любить и распоря жаться своей судьбой, она тоже бес страшна в нарушении стесняющих чело века старых, нередко ханжеских дере венских обычаев, она великолепно чув ствует любую фальшь у того же Давыдо ва и умеет едко, умно и беспощадно об нажить ее». Становится понятным, поче му в самом конце романа Разметнов ис кренне жалеет «прежнюю Лушку, моло дую, хлесткую, красивую». Критик по мог нам лучше увидеть не только Луш ку, но и многих других персонажей «Поднятой целины». О том, как проникновенно видит кри тик художественную палитру писателя, можно судить по анализу небольшого рассказа Вс. Иванова «Дите». Он не только выявил сочные краски, создаю щие впечатляющий пейзаж дикой мон гольской степи, но и показал взаимо действие пейзажа с характерами персо нажей, не только его точность, но и его «местность», его идейно-эстетическую роль. Заметим кстати: анализ рассказа «Дите» — образец критического мастер ства Н. Яновского. Подвергнув тщатель ному рассмотрению всё главные компо ненты произведения — сюжет, характе ры, пейзаж, язы к, — исследователь при ходит к своим выводам об идейной тенденции этого сильного рассказа, опровергающим уже установившееся мнение. «Дите» во многом предвосхищает идеи социалистического гуманизма, которы ми мы живем сегодня», — писал В. Пер- цов в 1936 году. А в 1939 г. Н. Замош- кин уже прямо подчеркивал: «Вс. Ива нов написал замечательный, проникну тый подлинным гуманизмом рассказ «Дите». «Нет, истинный замысел был иным...» — заявляет Н. Яновский. И критик раскрывает подлинный — по его мнению ошибочный — замысел расска за — стремление писателя художествен но оправдать стихийные силы револю ции, освятить в ней не только высокое, но и зоологическое, разрушительное.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2