Сибирские огни, 1964, № 12
доверием в защите народных интересов. Такая миссия важна и значительна. Она требует целеустремленности и ответст венности, она не терпит пустоты и суе словия. Анализируя ход дискуссии о литера турной критике, открытой в начале 1964 года на страницах «Литературной России», Н. Яновский заметил: «Иногда кажется, что идет упражнение в остро умии, а хотелось бы более конкретного разговора о литературе, критике и о жизни». Он требует серьезности в спо ре, обязательной ориентации на жизнь, решительно осуждает спекуляцию сло вами, словесные состязания, когда уча стники собеседования не столько озабо чены поисками верного решения, сколь ко демонстрацией, говоря словами Горь кого, «флагов оригинальности своей». Забавным аргументам из «острот и цитат, цигат и острот» он противопоста вляет весомую доказательность упря мых фактов подлинной жизни и теоре тическую ясность своих позиций. Н. Яновский противник эмпирической критики, субъективизма и вкусовщины. Его критические и исследовательские статьи, посвященные конкретным явле ниям истории литературы или литера туры текущей, отличаются теоретиче ской основательностью. Отдельные на блюдения просвечиваются в них теори ей и, в свою очередь, дают материал для обобщающих выводов. Вот он отме тил героикоромантический характер од ного из персонажей «Бронепоезда»: «В нем есть то увлекающее и захватываю щее преувеличение, которое в искусстве выше самой скрупулезной, неукосни тельной правдоподобности». В связи с анализом «Повители» А. Иванова — анализом Тщательным, подробьым, добирающимся до самых корней, — критик ставит теоретиче ский вопрос о понятии современности литературного явления и убедительно обосновывает право художника на обра щение к темам прошлого, если это обра щение предпринято не из холодных ак а демических соображений, а из живого желания докопаться до истоков характе ров и событий, актуальных для нашего времени. В связи с анализом творчества Вс. Иванова середины 20-х годов критик ставит проблему мировоззрения и ма стерства и — тут же — вопросы лите ратурной политики по отношению к ху дожникам, чье творчество идейно не сов падает или не во всем совпадает с идеа лами социализма. Анализ образа Пеклеванова из дра матургического варианта «Бронепоезда» интересен не только сам по себе, но и обобщающими выводами о принципах изображения положительного героя в со ветской литературе, заключающимися не в «оживлении» героя специально для этого придуманными недостатками и не в воспроизведении бестрепетного деяте ля, одержимого идеей, а в отборе всего того, «что характеризует Пеклеванова как настоящего большевика и руководи теля во всех аспектах его поведения». Большой теоретический интерес пред ставляет высказанная Н. Яновским мысль о трагедийном жанре в социали стическом искусстве. Он оспаривает ут вердившееся в литературе определение «оптимистическая трагедия», как уни версальную форму трагического в совет ском искусстве. «Реальная жизнь, — замечает критик, — значительно слож нее и богаче. Р азве трагическое, звуча щее во многих произведениях, посвя щенных разоблачению культа личности Сталина, укладывается в понятие «опти мистическая трагедия»? Эта мысль си бирского критика должна заставить мно гих теоретиков и историков литературы внимательно просмотреть свои высказы вания о трагическом в искусстве совре менности и внести в них необходимые коррективы. «Чтобы понять природу сложного и подчас очень трудного литературного пути Вс. Иванова, необходимо обратить ся к живому процессу литературы, к са мой жизни, которая питает своими сока ми любое произведение искусства». В этих словах высказано методологиче ское кредо критика. Жизнь и литератур ный процесс — два фактора, воздейст вующих на писателя. В особенности и прежде всего — жизнь. Внимание к художественной форме произведения литературы в работах Яновского обычно связано с общим идейно-тематическим анализом. Новатор ство формальное определяется новатор ством содержания. Жанровые сдвиги в романах о гражданской войне для него своеобразное выражение социальных сдвигов: «Так появилась «не повесть» «Паденье Дайра» А. Малышкина, «не роман» «Два мира» В. Зазубрина, «не рассказ» «Бронепоезд 14-69» Вс. Ивано ва и ряд других произведений, в какой- то мере нарушивших уже сложившиеся представления о жанре». Прослеживая творческий путь Л. Сей- фуллиной, автор монографии замечает, как вместе с идейной зрелостью к ху дожнику приходит и зрелость эстетиче ская, как постепенно писательница осво бождается от детской болезни орнамен- тальности, наивного языкового натура лизма, как возникает потребность в по исках ясного, пластического, емкого сло ва. Н. Яновский свободно владеет боль шим историко-литературным материа лом и, когда нужно, привлекает его для иллюстрации или доказательства своей мысли. Но нередко в разгаре полемики критик обращается не к литературным фактам, а к самой жизни, в ней черпая аргументацию. Авторов романов и пове стей о симпатичных нигилистических
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2