Сибирские огни, 1964, № 12
творчества таких общепризнанных ма стеров, как В. Иванов1 и Л. Сейфулли- на2. В двух этих книгах счастливо соче таются вопросы развития общерусской советской литературы и литературы Си бири. Всеволод Иванов и Лидия Сей- фуллина, начав, как известно, свой твор ческий путь далеко за Уралом, сдела лись, каждый по-своему, крупным явле нием советской художественной прозы, без понимания и изучения которых не возможно построить историю советской литературы. Создав первые монографии о своих талантливых земляках, Н. Янов ский прежде всего обогатил общерос сийскую литературную историографию и попутно внес существенный вклад в изучение литературы Сибири. Что же касается сибирских писателей наших дней, то они также облегчают задачу критика — они все меньше ста новятся областными и занимают все большее' место в общенациональной ли тературе. С. Залыгин живет в Сибири, пишет о Сибири, но его повесть «На Ир тыше» не просто явление русской совет ской литературы, — эта небольшая по объему вещь войдет в историю совет ской литературы как новое слово о де ревне. Н. Яновского интересуют проблемы литературного процесса. Это сказывает ся не только в том, что он выступил с дискуссионной статьей о периодизации советской литературы , давШей завязку плодотворному разговору на эту тему. В статьях по конкретным поводам он стремится в отдельном явлении прощу пать тенденции, закономерные для раз вития и движения всей литературы. Ли тературный процесс он понимает как явление широкое, разветвленное, вби рающее в себя разнообразные стилевые тенденции. Он решительный противник ограничения литературного процесса не сколькими, наиболее популярными име нами. Н. Яновский убежден, что правиль ное построение литературного процесса советской эпохи возможно лишь тогда, когда в поле зрения исследователей бу дет находиться вся русская литература и будут учтены все подлинно художе ственные ценности, на какой бы точке необозримой географии страны они ни возникли. Самый выбор в качестве тем моногра фий творчества Вс. Иванова и Л. Сей- фуллиной связан с общей «стратегиче ской» задачей, которую ставит перед со бой критик: показать литературный про цесс как широкое и многообразное куль турно-эстетическое движение эпохи. В книге о Сейфуллиной он полемизирует 1 Н. Я н о в с к и й . Всеволод Иванов. Новоси бирское книжное издательство. 1956. 174 стр. 2 Н. Я н о в с к и й . Л. Сейфуллина, Критико- библиографический очерк. М., «Советский писа тель», 1959, 178 стр. с некоторыми историками советской ли тературы , предельно внимательными к небольшому кругу писательских имен, но словно не замечающими многие дру гие имена, хотя без них невозможно про следить подлинный процесс роста лите ратуры . Он выступает также против дурной тенденции противопоставлять немногих, попавших в историко-литера турную «обойму», многим другим, ока завшимся вне ее. Заметим, что прочно находившийся в «обойме» А. Фадеев, которого тяготил фаворитизм критики, не только не противопоставлял себя Вс. Иванову, но и подчеркивал общность своей работы и литературного труда ав тора «Партизанских повестей». Оба они — по Фадееву — принадлежат к поко лению зачинателей советской литерату- ры, «на долю которого выпала честь — счастье — сказать первые слова о том,, что принесла людям Октябрьская рево люция». Более того, Фадеев признает приоритет Вс. Иванова и называет его в числе первых своих учителей. Отметая попытки превратить критика в комментатора литературных произве дений и вздорную, очевидно, поданную для затравки спора, мысль о критике — соавторе писателя, Н. Яновский форму лирует свое понимание роли литератур- ного критика: «Не вернее ли сказать, что критик обязан быть прежде всего самим собой — индивидуальностью в социалистическом искусстве». Такой ин дивидуальностью в советской литерату ре и стремится быть Н. Яновский. В мемуарах Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой» о «предельно хорошей» рецензии одного критика го ворится, что она могла бы быть лучше, если бы сам критик был лучше. В этой иронически-ядовитой сентенции содер жится, однако, азбучная правда о пря мой зависимости между личностью ху дожественного критика и его творчест вом. Личность критика, подобно лично сти художника, отражается в каждой строчке его сочинений. Что характерно для творческой инди видуальности Н. Яновского? Творческое лицо критика это не толь ко его манера письма. Это, прежде все го, его эстетический идеал, отражаю щийся в отборе тем и в характере их решения. У Н. Яновского свои, четко высказанные взгляды, последовательна проводимые в критической деятельно сти. Читатель статей Яновского постоян но чувствует, что критика — это «дви жущаяся эстетика». В чем заключается эстетическое убеж дение критика? Н. Яновский остро чувствует общест венную миссию литературной критики. А. В. Луначарский называл художест венного критика «ходоком от большой публики в страну искусства». Ходок в старой России — это посланец кресть янского мира, наделенный его особым
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2