Сибирские огни, 1964, № 12

очерков стоит человек. Причем особой яркости достигают портреты только тог­ да, когда автор не просто описывает внешность, бесстрастно рассказывает о делах, но так или иначе выражает свое отношение к героям. Здесь хочется сказать о книге «З а Кук- Карауком» Д. Дара и А. Ельянова. В ней мы «лицом к лицу» встречаемся с «лири­ ческим героем». Правда, у А. Агранов­ ского или М. Ляшенко и других авторов «лирический герой» в большей или мень­ шей степени присутствует. Но особенно отчетливо выдает он себя в книге Д . Да­ ра и А. Ельянова. По обложке и по на­ званию не узнать, о чем она: возможно, о путешествиях, возможно, о тайнах «эк­ зотического Востока». И только прочтя веселую, интересную книгу от начала до конца, понимаешь, что она — о людях, увлеченных жизнью, о героях, внешне ничем не проявляющих своего героизма. Повествование ведется от лица авторов, которые сумели в коротких зарисовках показать многообразие человеческих ха­ рактеров, рассказать о хороших людях больше, чем о них можно узнать из иного толстого романа. Такие зарисовки имеют свое преимущество. Они позволяют ярче показать какие-то отдельные черты или даже черточки в характерах людей, выде­ лить их, акцентировать. Целью заметок до снх пор был не про­ сто обзор книг, но попытка суммировать те положительные качества, которые ха­ рактерны для ряда наиболее удачных публицистических произведений. Приемы, используемые авторами, — разные, но едины они стремлением соз­ дать яркую книгу, сделать ее большую идею и убедительной, и доходчивой. Уда­ чи, о которых шла речь, характерны и для многих других авторов. Но есть еще одно немаловажное обсто­ ятельство, от которого зависит успех публицистической книги для детей. Это ее форма. Если во «взрослой» публици­ стике основное значение чаще всего име­ ет тема, и поэтому форма здесь играет лишь подчиненную, второстепенную роль, то в детской книге значение содержания и формы уравновешивается. Действительно, если книга написана на очень актуальную, интересную, нуж­ ную тему, но с первых же страниц чита- телю-подростку ясно, что кроме скучного, серого, безликого повествования ждать нечего, он ее читать не будет. Скучное начало прощается в фантастическом ро­ мане, когда можно надеяться в дальней­ шем на бурное развитие событий. А в публицистическом произведении сразу нужно захватить читателя и затем не от­ пускать его в течение всего рассказа. Основная же идея усвоится непременно, если она достаточно глубока и «берет за живое». Следовательно, очень важно — уметь преподнести материал. Уже внешнее оформление книжки должно привлекать внимание юного чи­ тателя. После обложки следующая сту­ пенька к нему — название. К сожалению;, особым разнообразием в этой области мо­ гут похвастаться не многие авторы. До­ статочно еще раз вспомнить хотя бы те несколько книг, о которых уже говори­ лось: «Репортаж из будущего», «Р епор­ таж из XXI века», «Репортер» и, нако­ нец, еще одна книга: «Внимание, гово­ рит будущее» В. Захарченко. Р азве мо­ жет читатель поверить, что перечислен­ ные произведения написаны разными ав­ торами, повествуют о разном и среди них есть хорошие? Очевидно, писатели пола­ гают, что ребят может привлечь слово «будущее». Но в таком контексте оно. пожалуй, только отпугивает ребят. * * * Рассматривая некоторые произведения для детей публицистического жанра, можно было бы, конечно, сказать и о их недостатках, но прежде хотелось под­ черкнуть их достоинства, имеющие прин­ ципиальное значение. Если же взять та­ кие книги, как «Дороги в счастливый мир» М. Васильева, «Внимание, говорит будущее» и «Прислушайся — это жизнь» В. Захарченко, «Про жизнь со­ всем хорошую» Л. Кассиля, «33 ответа на 33 вопроса» Е. Дубровицкого и В. Ор­ лова, то здесь придется говорить в основ­ ном о недостатках. И это опять-таки не потому, что в них нет достоинств, но для того, чтобы показать наиболее характер­ ные ошибки, в какой-то степени общие для многих публицистов, пишущих для детей. Прежде всего во всех перечисленных книгах очень много слов и мало фактов. Они, как правило, либо схоластично-пу­ стословны, либо назидательно-дидактич­ ны. Вот, например, цитата из книги В. Захарченко «Внимание, говорит буду­ щее»: «Если же говорить о значении се­ милетки в политической области, то она выдвигает перед нами ряд очень ответ­ ственных задач». Похоже, что это не ци­ тата из книги для детей среднего и стар­ шего возраста, а слова директора завода, сказанные на общезаводском собрании. Или из той же книги: «Труд преобразует мир — в нашей стране он стал делом чести и доблести. За труд даются награ­ ды». Все совершенно правильно. Награ­ ды даются, и труд действительно дело чести. Но ведь и читатель «не лыком шит». Он ведь тоже об этом знает, вы- рос-то он в Советской стране! Ребята сразу раскусят, в чем дело, поймут, что ничего нового, интересного они из такой книги не узнают, и читать ее не будут. Мало того, встретив несколько таких ф р аз в разных книгах, они вообще могут перестать брать произведения с многообещающими названиями, типа «Дороги в счастливый мир». Фактов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2