Сибирские огни, 1964, № 12
очерков стоит человек. Причем особой яркости достигают портреты только тог да, когда автор не просто описывает внешность, бесстрастно рассказывает о делах, но так или иначе выражает свое отношение к героям. Здесь хочется сказать о книге «З а Кук- Карауком» Д. Дара и А. Ельянова. В ней мы «лицом к лицу» встречаемся с «лири ческим героем». Правда, у А. Агранов ского или М. Ляшенко и других авторов «лирический герой» в большей или мень шей степени присутствует. Но особенно отчетливо выдает он себя в книге Д . Да ра и А. Ельянова. По обложке и по на званию не узнать, о чем она: возможно, о путешествиях, возможно, о тайнах «эк зотического Востока». И только прочтя веселую, интересную книгу от начала до конца, понимаешь, что она — о людях, увлеченных жизнью, о героях, внешне ничем не проявляющих своего героизма. Повествование ведется от лица авторов, которые сумели в коротких зарисовках показать многообразие человеческих ха рактеров, рассказать о хороших людях больше, чем о них можно узнать из иного толстого романа. Такие зарисовки имеют свое преимущество. Они позволяют ярче показать какие-то отдельные черты или даже черточки в характерах людей, выде лить их, акцентировать. Целью заметок до снх пор был не про сто обзор книг, но попытка суммировать те положительные качества, которые ха рактерны для ряда наиболее удачных публицистических произведений. Приемы, используемые авторами, — разные, но едины они стремлением соз дать яркую книгу, сделать ее большую идею и убедительной, и доходчивой. Уда чи, о которых шла речь, характерны и для многих других авторов. Но есть еще одно немаловажное обсто ятельство, от которого зависит успех публицистической книги для детей. Это ее форма. Если во «взрослой» публици стике основное значение чаще всего име ет тема, и поэтому форма здесь играет лишь подчиненную, второстепенную роль, то в детской книге значение содержания и формы уравновешивается. Действительно, если книга написана на очень актуальную, интересную, нуж ную тему, но с первых же страниц чита- телю-подростку ясно, что кроме скучного, серого, безликого повествования ждать нечего, он ее читать не будет. Скучное начало прощается в фантастическом ро мане, когда можно надеяться в дальней шем на бурное развитие событий. А в публицистическом произведении сразу нужно захватить читателя и затем не от пускать его в течение всего рассказа. Основная же идея усвоится непременно, если она достаточно глубока и «берет за живое». Следовательно, очень важно — уметь преподнести материал. Уже внешнее оформление книжки должно привлекать внимание юного чи тателя. После обложки следующая сту пенька к нему — название. К сожалению;, особым разнообразием в этой области мо гут похвастаться не многие авторы. До статочно еще раз вспомнить хотя бы те несколько книг, о которых уже говори лось: «Репортаж из будущего», «Р епор таж из XXI века», «Репортер» и, нако нец, еще одна книга: «Внимание, гово рит будущее» В. Захарченко. Р азве мо жет читатель поверить, что перечислен ные произведения написаны разными ав торами, повествуют о разном и среди них есть хорошие? Очевидно, писатели пола гают, что ребят может привлечь слово «будущее». Но в таком контексте оно. пожалуй, только отпугивает ребят. * * * Рассматривая некоторые произведения для детей публицистического жанра, можно было бы, конечно, сказать и о их недостатках, но прежде хотелось под черкнуть их достоинства, имеющие прин ципиальное значение. Если же взять та кие книги, как «Дороги в счастливый мир» М. Васильева, «Внимание, говорит будущее» и «Прислушайся — это жизнь» В. Захарченко, «Про жизнь со всем хорошую» Л. Кассиля, «33 ответа на 33 вопроса» Е. Дубровицкого и В. Ор лова, то здесь придется говорить в основ ном о недостатках. И это опять-таки не потому, что в них нет достоинств, но для того, чтобы показать наиболее характер ные ошибки, в какой-то степени общие для многих публицистов, пишущих для детей. Прежде всего во всех перечисленных книгах очень много слов и мало фактов. Они, как правило, либо схоластично-пу стословны, либо назидательно-дидактич ны. Вот, например, цитата из книги В. Захарченко «Внимание, говорит буду щее»: «Если же говорить о значении се милетки в политической области, то она выдвигает перед нами ряд очень ответ ственных задач». Похоже, что это не ци тата из книги для детей среднего и стар шего возраста, а слова директора завода, сказанные на общезаводском собрании. Или из той же книги: «Труд преобразует мир — в нашей стране он стал делом чести и доблести. За труд даются награ ды». Все совершенно правильно. Награ ды даются, и труд действительно дело чести. Но ведь и читатель «не лыком шит». Он ведь тоже об этом знает, вы- рос-то он в Советской стране! Ребята сразу раскусят, в чем дело, поймут, что ничего нового, интересного они из такой книги не узнают, и читать ее не будут. Мало того, встретив несколько таких ф р аз в разных книгах, они вообще могут перестать брать произведения с многообещающими названиями, типа «Дороги в счастливый мир». Фактов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2